Отбор диагностических методик

Страница 4

В методике по изучению самоотношений можно выделить три независимых и хорошо интерпретируемых фактора. Первый фактор (самоуважение) составили шкалы, выражающие оценку собственного «я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения. Это внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство и отраженное самоотношение. Во второй фактор (аутосимпатия) вошли три шкалы: самоценность, самопринятие и самопривязанность. Эти шкалы не связаны ни с социально-нормативными критериями, ни с теми или иными чертами личности и характера объекта. Они в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение субъекта к своему «я». Третий фактор, содержащий шкалы внутренней конфликтности и самообвинения, связан с негативным самоотношением и получил название самоуничижение.

Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 10-ти незаконченных предложений, каждое из которых направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. В отличии от методики «Незаконченные предложения», в инструкции мы оговариваем, чтобы ученики продумали свои высказывания, но и стремились осознать предложение.

Бланк методики содержит высказывания: 1) я хочу… 2) я могу… 3) я думаю, что… 4) я стремлюсь… 5) я должен… 6) я люблю… 7) я ценю… 8) я считаю важным, значимым… 9) я стараюсь… 10) я ответственен за…

Обработка предложенной нами методики может осуществляться так: в соответствии с ключом (таблица №1) предложения разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в тексте выражена положительная оценка, то предложение оценивается как ''+'', если отрицательная, то ''–'', если нейтральная, то 0. Направленность личности ''на себя'' обозначается 1, если ''на других'', то 2. В круглых скобках можно поставить количество выборов. Данные выражаются на бланке, где графически представляется профиль личности или группы обследуемых (см. таблицу № 1).

Таблица №1. Обработка методики «незаконченные предложения»

Шкалы

№ предложений

1

Цели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

Отношение к будущему

3

Отношение к друзьям, близким людям, животным

4

Отношение к семье, к родителям

5

Отношение к другим (''чужим'')

6

Отношение к прошлому

7

Отношение к себе

Самоуважение (честность, саморуководство)

8

Аутосимпатия (принятие себя)

9

Самоуничижение (обвинение себя, чувство вины)

10

Страхи и опасения

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Введение понятия интеграла с помощью физических моделей
После анализа достоинств и недостатков школьных учебников математики относительно темы «Интеграл», после ознакомления с некоторыми учебниками физики и, учитывая психолого-педагогические и методические основы изучения интеграла, мною была разработана методика изучения понятия интеграла с использован ...

Решение текстовых задач алгебраическим методом по Г.Г. Левитасу
Левитас Г.Г. использует следующий способ обучения школьников алгебраическому методу решения текстовых задач. Текстовой задачей, по его словам, назовем не математическую по фабуле задачу, решаемую математически. Например, задача «У Кати и Поли вместе 12 кукол; у Кати на две куклы меньше. Сколько кук ...

Взаимосвязь мелкой моторики и функций мозга и использование этой взаимосвязи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие ВНД ребёнка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонител ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru