В методике по изучению самоотношений можно выделить три независимых и хорошо интерпретируемых фактора. Первый фактор (самоуважение) составили шкалы, выражающие оценку собственного «я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения. Это внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство и отраженное самоотношение. Во второй фактор (аутосимпатия) вошли три шкалы: самоценность, самопринятие и самопривязанность. Эти шкалы не связаны ни с социально-нормативными критериями, ни с теми или иными чертами личности и характера объекта. Они в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение субъекта к своему «я». Третий фактор, содержащий шкалы внутренней конфликтности и самообвинения, связан с негативным самоотношением и получил название самоуничижение.
Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 10-ти незаконченных предложений, каждое из которых направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. В отличии от методики «Незаконченные предложения», в инструкции мы оговариваем, чтобы ученики продумали свои высказывания, но и стремились осознать предложение.
Бланк методики содержит высказывания: 1) я хочу… 2) я могу… 3) я думаю, что… 4) я стремлюсь… 5) я должен… 6) я люблю… 7) я ценю… 8) я считаю важным, значимым… 9) я стараюсь… 10) я ответственен за…
Обработка предложенной нами методики может осуществляться так: в соответствии с ключом (таблица №1) предложения разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в тексте выражена положительная оценка, то предложение оценивается как ''+'', если отрицательная, то ''–'', если нейтральная, то 0. Направленность личности ''на себя'' обозначается 1, если ''на других'', то 2. В круглых скобках можно поставить количество выборов. Данные выражаются на бланке, где графически представляется профиль личности или группы обследуемых (см. таблицу № 1).
Таблица №1. Обработка методики «незаконченные предложения»
№ |
Шкалы |
№ предложений | ||||||||||
1 |
Цели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
2 |
Отношение к будущему | |||||||||||
3 |
Отношение к друзьям, близким людям, животным | |||||||||||
4 |
Отношение к семье, к родителям | |||||||||||
5 |
Отношение к другим (''чужим'') | |||||||||||
6 |
Отношение к прошлому | |||||||||||
7 |
Отношение к себе |
Самоуважение (честность, саморуководство) | ||||||||||
8 |
Аутосимпатия (принятие себя) | |||||||||||
9 |
Самоуничижение (обвинение себя, чувство вины) | |||||||||||
10 |
Страхи и опасения |
Еще о педагогике:
Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...
Характеристика автоматизированных информационных систем в управлении ВУЗом
Разработка информационных систем управления развивается по двум основным направлениям: использование локальных и интегрированных систем. Первые ориентированы на определенный круг специфических задач, решаемых, как правило, в рамках одного или нескольких подразделений организации. Это, например, сис ...
Методика обучения генетики в традиционном подходе
Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники ...