Отбор диагностических методик

Страница 3

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респондентам предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом), в которых он присваивает каждой ценности ранговый номер по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Достоинством методики мы считаем универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации. В нашем случае для сбора дополнительной информации по самооценке учащихся мы включили ''ранжирование ценностных ориентаций идеального человека'', которое позволяет глубже определить направленность личности старшеклассника, сопоставить идеалы современных старшеклассников, проанализировать предпочтения и группировку ценностей в окружающем их мире.

Важно также то, что с помощью этой методики можно провести качественный анализ «конкретных» и «абстрактных» ценностей, предпочтений человека или группы, ценностей профессиональной самореализации в личной жизни и инструментальных ценностей, которые могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

Для определения направленности личности, для выявления основных мотивов, которыми человек руководствуется по жизни, мы используем методику - ориентационную анкету (опросник) Б.М. Басса (1969).

С помощью методики выявляются следующие виды направленности:

направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, инвертированность, тревожность.

направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение.

направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Анкета состоит из 27 пунктов суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующих трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшиеся невыбранными — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Методика позволяет выявить нравственное развитие старшеклассников в ходе взаимоотношений их с людьми и коллективом.

Для определения системы отношений школьника, его направленности, осознанности себя и своих целей, мы используем также проективную методику «Незаконченные предложения», составленную нами на основе проективных тестов «Незаконченные предложения, или ваше отношение к людям и к жизни вообще» и методики по изучению самоотношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Развитие детского творчества
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не ...

Исследование уровня развития лексикона детей среднего дошкольного возраста
Изучение особенностей развития лексикона детей средней группы проводилось в «Ясли–сад №10 д. Хотыничы», с января 2013 по май 2013 г. В исследовании участвовало 19 детей, пятилетнего возраста. В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их к ...

Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе
Согласно учению Н. А. Беренштейна (1947) об уровнях мозга и их иерархии, высшие психические функции (ВПФ) человека представляют собой континуум, расположенный между полюсами "сознание (мысль) — автоматизм". Несмотря на то, что моделью для описания закономерностей эволюции психической деят ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru