Отбор диагностических методик

Страница 6

Достоинством таких методик является раскрепощенность испытуемых при их выполнении, в процесс рисования контроль так называемого ''цензора сознания'' ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Однако интерпретация рисунков должна быть корректна (соотносима с наблюдениями за испытуемым и с результатами беседы с ним).

Разработанная нами методика «Герб позволяет в игровой форме выявить интересы личности, её ценности, желания, основные черты характера. Одна из частей методики («4 персонажа») направлена на исследование осознанных и неосознанных аспектов самопредъявления человека и отличается от других рисуночных методик. Предлагается создать собственный герб, на котором есть: образ-символ «Я», девиз жизни, придуманное для себя имя, продолжение определения «я это - …», рисунки «себя» в виде персонажей животного, (растения) явления природы, неодушевлённого предмета, человека; а также продолжить предложения (я хочу , я могу , я люблю , я боюсь , я умею , я делаю , я отвечаю за ). Эту методику хорошо провести в конке эксперимента для результирующей диагностики структурных изменений в отношении старшеклассников к жизни и к себе самим.

Для того, чтобы продиагностировать глубину понимания старшеклассниками таких мировоззренческих понятий как Человек, Вселенная, Законы Космоса, Жизнь; узнать цели, с которыми они ходят в школу, а также отношение ребят к астрономии, определить степень заинтересованности этим предметом, как основополагающим в формировании целостно-космического мировоззрения, и те вопросы, которые им в той области знаний наиболее интересны и важны, мы предлагаем использовать предметно-ориентированную анкету по астрономии.

Анкета для старшеклассников позволяет провести диагностический срез по проблемам:

цели, с которыми ученик ходит в школу,

направленность интересов (и изучаемых предметов),

нужность астрономии как предмета в школе, (обосновать свою точку зрения)

желание изучать астрономию,

возможность подобрать, проанализировать лучшее время для изучения астрономии,

выявление вопросов, интересных школьникам в астрономии,

выявление мотивов изучения астрономии,

диагностика уровня сформированности мировоззренческих понятий, таких как, Человек, Вселенная, Законы Космоса, Жизнь и понимания астрономии,

выявление желаний и устремлений старшеклассников в процессе общения с учителем.

Для исследования проблемы обобщения опыта учителей астрономии используется специальная анкета. Она выявляет плюсы и минусы обучения астрономии в школе; формы, методы, средства работы учителей; нужность и полезность астрономии, отношение к этому учителей; различные направления работы в сфере дополнительного образования.

Диагностические средства для учеников, позволяющие сказать о результативности проведённой нами экспериментальной работы, помимо описанных выше, включают анкету содержащую пожелания педагогу, анализ того, что понравилось ребятам, что нет, как можно изменить деятельность и «проблемный (прощальный) огонёк».

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы определить специфику формирования мировоззрения у старшеклассников, то есть основные представления, взгляды и отношения учащихся к тем философским вопросам, которые образуют основное содержание мировоззрения личности. Мы должны также выяснить, какие ценности, взгляды на жизнь, идеалы в религиозной, политической, нравственной, эстетической, моральной областях формирует у себя и признает молодежь, а уже на основе оценки и учета определенных связей попытаться не только выявить уровень сформированности мировоззрения на данной ступени обучения, но и проанализировать некоторые недостатки в этой области воспитания, используя средства, методы и формы астрономии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru