Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и знаний детьми истории и культуры родного поселка

Статьи о педагогике » Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала » Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и знаний детьми истории и культуры родного поселка

Страница 1

На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка.

Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформированности ценностных ориентаций дошкольников на краеведческом материале должен включать в себя единство трех компонентов: когнитивного, эмотивного и поведенческого при определении уровня сформированности ценностных ориентаций у старших дошкольников нами были разработаны критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у старших дошкольников по этим трем компонентам.

При разработке критериев и показателей мы использовали критериально -уровневую шкалу оценки патриотической воспитанности младших школьников Г.Х. Валеевой и показатели и критерии оценки эффективности патриотического воспитания личности Т.М. Суходоловой , М.А. Терентий. описанные С.О. Домбек и Н.В. Лебедевой, опирались на ФГТ ДО в отношении итоговых результатов освоения ООП ДО (приобретение интегративных качеств: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения).

Оценка сформированности ценностных ориентаций у старших дошкольников по совокупности трех критериев и показателей: когнитивному, эмотивному и поведенческому:

От 2 до 8 -низкий

От 8 до 14 -средний

От 14 до 16-высокий

Для определения уровня сформированности когнитивного компонента мы приступили к диагностике уровня знаний детей истории и культуры родного поселка и умения применять знания в различных ситуациях. Выявление уровня знаний детей старшей дошкольного возраста по истории и культуры родного поселка проводилось в процессе беседы с детьми. Детям задавались следующие вопросы:

Как называется поселок, в котором ты живешь?

Как называют жителей нашего поселка?

На какой улице ты живешь?

Какие еще есть улицы в нашем поселке?

Какие достопримечательности есть в городе, с которыми знакомят всех гостей?

Какие памятники есть в нашем поселке?

Как называется главная улица нашего поселка?

Как называется озеро в нашем поселке и какая река протекает в нашем поселке?

Где находится церковь в нашем поселке ?

Что ты рассказываешь о нашем поселке, когда встречаешься со своими друзьями, знакомыми в других городах, поселках?

Оценки результатов выявления уровня знаний детьми истории и культуры родного поселка, умения применять знания в различных ситуациях проходила следующим образом: за каждый положительный ответ начислялся 1 балл.

Градация уровня знаний и умений

От 0- до 3 баллов - низкий уровень

От 4 до 7 баллов - средний уровень

От 8 до 10 баллов- высокий уровень.

Результаты опроса занесены в таблицу № 1.

По итогам опроса детей можно сделать следующий вывод: уровень знаний детей о поселке средний. Дети средне знают свой поселок: мало называют достопримечательностей города. Как показывают результаты таблицы 1 90% детей имеют средний, а 10 % - низкий уровень знаний истории и культуры родного поселка.

В большей степени выраженные недостатки проявились при обсуждении вопросов об истории поселка (объяснение названий улиц, знание памятников истории).

Дети выразили большое желание узнать как можно больше о поселке, в котором они живут, хотели бы совершить как можно больше экскурсий по поселку.

Таблица 1 Показатели знаний старшими дошкольниками экспериментальной группы истории и культуры родного поселка на констатирующем этапе эксперимента

ФИО

Количество баллов

Уровни

1

Адарченко В.

4

С

2

Федоров А.

4

С

3

Болашов В.

5

С

4

Боровикова Н.

5

С

5

Бойко В.

6

С

6

Ульянов Э.

4

С

7

Васильев В.

3

Н

8

Светикова Я.

4

С

9

Васильева С.

4

С

10

Ситковский В.

4

С

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса
Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает Жураковский, контроль за воспитанием обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контро ...

Анализ воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучаемые под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру. Я провела в группе классный час на тему «Будьте милосердными» День проведения 15 марта. ...

Изучение особенностей личности младших школьников в педагогическом процессе
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Существен ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru