Математические развлечения:
головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Математические игры:
это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи и упражнения.
Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Дидактические игры и упражнения:
они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.
Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. приходят к правильному решению. Практическими пробами пользуются дети 5 – 6 лет, а дети 7 лет осуществляют поиск путем сочетания мысленных и практических проб.
Н.А. Непомнящая определила следующие задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста:
1. обучение обобщенным способам, формирование простейших абстрактных математических представлений, использование моделей и знаков.
2. передача определенных знаний и способов решения задач.
3. формирование психологических механизмов, которые обеспечивают в максимальной степени успешность обучения, возможности самостоятельности в дальнейшей учебной деятельности и практике применения знаний.
4. формирование промежуточного уровня знаний и действий, который и должен обеспечить связь математических абстракций с конкретной действительностью.
Таким образом, ребенка дошкольного возраста необходимо научить сравнивать, обобщать, анализировать, организуя различные виды деятельности. Когда дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач. Усвоение системы знаний также позволяет дошкольнику более эффективно решать интеллектуальные проблемы.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная, с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Еще о педагогике:
Школьная адаптация
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...
Роль игровой деятельности в развитии младшего школьника
А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…". Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полу ...
Симптоматика дисграфий
Симптомами дисграфии следует считать стойкие повторяющиеся ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием и неумением применять орфографические правила. Исследователи по-разному группируют дисграфические ошибки. Р.И. Лалаева соотносит ошибки с определенным видо ...