Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Словесно - логическое мышление
– это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений.
Теоретическое понятийное мышление
- это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно, не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала до конца в уме, выраженное в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Понятие
– это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.
Суждение
– это форма мышления, при которой что–то утверждается или отрицается.
Умозаключение
– это форма мышления, позволяющая сделать вывод из ряда суждений.
Теоретическое образное мышление
- отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Дискурсивное мышление (рассудочное) -
мышление, носящее рассудочный характер основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждая из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискуссионное мышление приводит к выводному знанию.
Алгоритмическое мышление
- осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическое мышление
- творческое решение нестандартных задач.
Мышление практическое
– мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени.
Мышление теоретическое
– мышление направлено на открытие законов, свойств объектов.
Мышление творческое
– характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются:
Анализ -
это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.
Синтез -
есть построение целого из аналитически заданных частей.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез объединяет элементы, части, на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Классификация –
заключается в отнесении единичного объекта или явления к соответствующей общей группе на основе существенных и общих признаков.
Абстракция
- это выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.
Еще о педагогике:
Особенности речевого развития детей с ЗПР
Речь детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматическ ...
Компьютер и его состав
Компьютер - это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации работы с информацией. Слова «аппаратно-программный комплекс» означают, что компьютер состоит из аппаратного и программного обеспечения. В состав аппаратного обеспечения входят технические устройства компьютера, а в со ...
Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса
В нормативно- правовое обеспечение входят три группы документов: -федеральные документы (которые могут носить как директивный, так и рекомендательный характер); - документы регионального уровня; - локальные документы: 1. положения (о структурном подразделении, о детском объединении, о формах провед ...