Обобщение
выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация
выступает как операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения – понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления – анализа и синтеза.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Мыслительный процесс классификации также играет важную роль в развитии познавательной деятельности дошкольников: он закрепляет представления об отдельных предметах в их признаках и свойствах, об общих группах предметов, тем самым способствует развитию логического мышления, приводит знания в определенный порядок, подготовляя к систематическому школьному обучению.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:
1. наглядно - действенное (сенсомоторное) 0-4 лет
2. наглядно - образное 2-7 лет
3. абстрактно-логическое. 5-10лет
.Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включает подлинную умственную активность детей в любой вид их деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка героя книги и в рисование с натуры или по представлению. Эта разнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего процесса – анализа – синтеза.
Первый шаг в развитии основного мыслительного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится все более и более дробным, тонким и обобщенным.
Развитие мышления (в плане освоения самого процесса) сказывается в том, что:
1. анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным;
2. один и тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях;
3. ребенок овладевает анализом – синтезом как общим методом умственной деятельности.
Так же одной из форм мышления является речь. В речи мысль не только формируется, но и развивается.
Таким образом, мышление является процессом производства умозаключений с логическими операциями над ними.
Существуют различные методы, с помощью которых человек производит мыслительные операции и действия:
Метод проб и ошибок
зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит – накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и их результатами.
Метод фокальных объектов
– метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Для тех, у кого развито воображение и фантазия.
Метод контрольных вопросов:
Осведомительные
– цель: получение новой информации.
Контрольные
– направленные на проверку знаний.
Наводящие
– на решение проблемы, вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию.
Проблемные
или развивающиевопросы, побуждающие думать.
Занимательные
Еще о педагогике:
Современные классификации дисграфий
В историческом аспекте существуют разные подходы к пониманию дисграфии, к ее классификации (психофизиологический, нейропсихологический, психологический, лингвистический подходы). О.А. Токарева на основе психофизиологического подхода разработала следующую классификацию. Она учитывает то, какие анали ...
Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников
и их отношения к астрономии
Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, в котором приняли участие 7 учеников 9-х, 59 учеников 10-х, 61 ученик 11-х как общеобразовательных, гуманитарных, так и физико-математических классов (14-15-16-17 лет), а также более подробное диагностирование уровня сформированности мировозз ...
Точное терминологическое и словесное описание стойки на голове с согнутыми
ногами
Стойка на голове с согнутыми ногами выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, уде ...