Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Статьи о педагогике » Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр » Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Страница 3

Обобщение

выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация

выступает как операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения – понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления – анализа и синтеза.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.

Мыслительный процесс классификации также играет важную роль в развитии познавательной деятельности дошкольников: он закрепляет представления об отдельных предметах в их признаках и свойствах, об общих группах предметов, тем самым способствует развитию логического мышления, приводит знания в определенный порядок, подготовляя к систематическому школьному обучению.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:

1. наглядно - действенное (сенсомоторное) 0-4 лет

2. наглядно - образное 2-7 лет

3. абстрактно-логическое. 5-10лет

.Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включает подлинную умственную активность детей в любой вид их деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка героя книги и в рисование с натуры или по представлению. Эта разнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего процесса – анализа – синтеза.

Первый шаг в развитии основного мыслительного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится все более и более дробным, тонким и обобщенным.

Развитие мышления (в плане освоения самого процесса) сказывается в том, что:

1. анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным;

2. один и тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях;

3. ребенок овладевает анализом – синтезом как общим методом умственной деятельности.

Так же одной из форм мышления является речь. В речи мысль не только формируется, но и развивается.

Таким образом, мышление является процессом производства умозаключений с логическими операциями над ними.

Существуют различные методы, с помощью которых человек производит мыслительные операции и действия:

Метод проб и ошибок

зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит – накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и их результатами.

Метод фокальных объектов

– метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Для тех, у кого развито воображение и фантазия.

Метод контрольных вопросов:

Осведомительные

– цель: получение новой информации.

Контрольные

– направленные на проверку знаний.

Наводящие

– на решение проблемы, вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию.

Проблемные

или развивающиевопросы, побуждающие думать.

Занимательные

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Функции оценки
Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося. В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявл ...

Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего возраста при общении со взрослыми и сверстниками
Дети домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные инте ...

Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности
Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц. прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию. Артикуляция звука С: Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке. Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык – кончик ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru