Виды образовательных портфолио

Страница 1

Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними.

По целям различаются портфолио, как способ оценивания учебных достижений и так называемое портфолио курсов, основной целью которого – позитивно влиять на сам процесс обучения.

В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в который помещается уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведённые до ума») работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.

В случае предметного портфолио – форма, которая доминирует в настоящее время в Европе – речь идёт о документации работ школьника в рамках определённого курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений. Широкое распространение в Европе получило так называемое - языковое портфолио – проект, разрабатываемый под эгидой Совета Европы.

Портфолио отзывов, работ и документов также широко распространёно в Европе.

Языковое портфолио:

Именно оно является самой известной и распространённой в настоящее время в Европе формой курсового портфолио, целью которого является усилие процессов интеграции в европейских странах. В рамках проекта языкового портфолио подробно разрабатываются все этапы работы и формы оценки языковой компетентности, даны таблицы оценки и самооценки. Общая языковая компетентность подразделяется на устную и письменную коммуникацию, непонимание и активное применение иностранных слов. Выделяются уровни языковой компетентности и разрабатываются таблицы оценивания. При этом важно, что сама таблица языковых умений, на основе которой затем разрабатывается индивидуальные анкеты для каждого уровня, являются продуктом взаимной договорённости всех школ, которые участвуют в данной программе. Это делается для того, чтобы сертификат уровня достижений, выдаваемый впоследствии ученику в разных школах, был сравним и представлен для всей сети школ, участвующих в данной работе. Данная таблица является, таким образом, ни чем иным, как стандартом качества, принимаемым всеми участниками.

Затем на основе этой таблицы – стандарта, для каждой ступени и каждой составляющей языковой компетентности формулируется чёткое описание умения от первого лица, чем подчёркивается момент самооценки учащимся своих достижений. Например, можно привести примеры из первой ступени языковой компетентности, по одному предложению для каждой составляющей: слушание – я могу понимать, когда кто – то говорит со мной медленно и отчётливо; чтение - я могу понимать в тексты, данные о лицах, возраст, профессию, место жительства; участие в общении - я могу представить кого – либо и употреблять простые формы приветствия; связанная речь – я могу рассказать о себе, например, где я живу, учусь и так далее, речевые стратегии – я могу сказать, что я не понимаю; письмо – я могу заполнить анкету с данными о своей личности. Кроме этого в анкете предусматривается графа для того, чтобы ученик обозначил следующий шаг своего обучения, то, чем он предполагает овладеть на следующем этапе.

Таким образом, из этого краткого описания языкового портфолио отчётливо видно, что работа над портфолио позволяет ученику всё больше и больше становиться, выражаясь привычным нам языком, субъектом процесса учения, в который входят, наряду с результатом, и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образа жизни.

Теперь рассмотрим следующий вид портфолио – «портфолио курсов». Портфолио не есть самоцель. Формирование портфолио должно иметь смысл в контексте учения. Поэтому исходный пункт работы с портфолио – это постановка вопроса, открытой комплексной задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит свидетельством ступени достижения поставленной цели. Поэтому важно, чтобы цели работы, формулирующиеся в процессе договорённости между учеником и учителем, были открытыми и внятными. После этого эти цели могут быть связаны с индивидуальными интересами учащегося и зафиксированы в явном виде в письменной форме. Письменная фиксация учебных целей служит, с одной стороны, для ученика в качестве ориентира и помощи для систетематического движения к намеченной цели, с другой стороны – как основа для последующей самооценки и оценки со стороны прогресса в учении. После установления целей работы письменная фиксация – первый шаг в работе над портфолио. После того, как цель прояснена и письменно зафиксирована, начинается собственно фаза работы и собирания. Посредством постоянного собирания и изготовления документов процесс учения становится внятным для внешнего наблюдателя. При этом многообразие документов (свидетельств) является одним из существенных признаков качества портфолио.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово – это такая единица язы ...

Методы и приёмы обучения стойке на голове с согнутыми ногами
1. Показ стойки на голове с согнутыми ногами. 2. Рассказ о способе принятия стойки на голове с согнутыми ногами. 3. Обучение стойке на лопатках на полу. 4. Обучение вису прогнувшись на гимнастической стенке. 5. Обучение упору стоя на голове и руках с опорой коленями о локти. 6. Обучение стойке на г ...

Портфолио как средство диагностики образованности
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающаяся психологическая диагностика. Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во – первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru