Мышление
– одно из высших психических проявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решение проблем). Считается, что в каждом случае человек пользуется мышлением. Виды мышления имеют следующие особенности:
· Мышление символично (в нем участвуют слова и образы).
· Процесс мышления не поддается наблюдению, но его существование выводится через логические умозаключения.
· В процессе мышления происходит манипуляция с неким смысловым содержанием.
Мышлением
называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
По определению Леонтьева А.Н.: « Мышление – процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую степень человеческого познания».
Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
В чем же суть мышления? Во-первых: мышление есть опосредованное познание. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
1. когда непосредственное познание, невозможно из-за совершенства наших анализаторов;
2. когда непосредственное познание невозможно в силу временных, пространственных, технических ограничений, так как мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира, вплоть до невидимого и не представляемого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.
3. когда непосредственное познание возможно, но не рационально.
Во-вторых: мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Благодаря мышлению мы можем понять причинно – следственные связи, как в природе, так и в обществе.
В-третьих: мышление есть обобщенное познание действительности.
Функция мышления
– расширение границ познания путем выхода за предмет чувственного восприятия.
Задача мышления
– раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. При этом выделяют следующие виды мышления:
Наглядно-действительное мышление
- процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Наглядно-образное мышление
– один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью этого вида мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно виденье предмета с нескольких точек зрения.
Еще о педагогике:
Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали и древние греки, произведения искусства, которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эсте ...
Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при
обучении в школе
Формирующий этап эксперимента - экспериментальное обучение астрономии на уроках в 11Б и 11Д классах по авторским методикам и факультативный курс астрономии в 10В классе, сочетающий в себе клубную деятельность – проходил на базе 39 школы г. Рязани. Мы использовали возможности межпредметных связей с ...
Организация психолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей. Во-первых, богатство содер ...