Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников

Статьи о педагогике » Формы организации уроков оригами как средства развития творческих способностей младших школьников » Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников

Страница 1

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова и другие .

Ученые выделяют три уровня активности:

• репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности обучаемого накапливается через опыт учителя;

• поисково-исполнительская активность, при которой ребенок самостоятельно занимается поиском средств решения предложенной ему задачи;

• творческая активность как высший уровень активности, при которой задача ставится учащимся, а для ее решения учеником самостоятельно избираются новые, оригинальные пути.

На всех уровнях происходит формирование и поступательное развитие творческих способностей младших школьников. Исходя из того, что творческие способности являются важнейшими специфическими качествами личности, характеризующими ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, исследователи определяют творческие способности ребенка как проявление потребности его жизненных сил, высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности.

В исследованиях ряда ученых (М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова) понятие творческих способностей синонимично понятию «творчество». В научной литературе творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и выступающая в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической - там, где что-то создаётся, открывается, изобретается. Проблема творчества рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида; в то время как философия рассматривает вопрос о сущности творчества. И психологический, и философский аспекты понимания творчества, безусловно, важны для современной дидактики. Известный русский философ Николай Бердяев, указывая на основополагающее место творчества в человеческой жизнедеятельности, писал: «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной высшей жизни, к новому бытию». Раскрывая воспитательную сущность творчества в антропологическом плане, исследователь Н.Кузанский отмечал, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самого» человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но «развертывает свою силу и постигает самого себя». Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л.Рубинштейн называл его одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства. Исследователь К.К.Платонов называет творчеством «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами».В рассмотренных дефинициях творчество выступает как неисторическая и необщественная категория, обозначающая всеобщую форму развития материального мира через создание, возникновение нового. Более полное определение творчества дается исследователем Я.А.Пономаревым. По его мнению, творчество «есть необходимое условие для развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из таких форм». Данная точка зрения восходит к гегелевской философии, где понятие творческой самодеятельности обладает универсальными характеристиками. Сторонники такого подхода считают, что элемент творчества присутствует в любом трудовом процессе, совершаемом человеком, а исторические формы творчества зависят, прежде всего, от форм труда. Большинство исследователей, придерживающихся соответствующего определения, склоняются к более или менее категоричному отождествлению творчества и труда, к «растворению» творчества в труде. Подобная позиция, несмотря на всю уязвимость, является на сегодняшний день наиболее распространенной среди отечественных исследователей педагогики. Интересной, на наш взгляд, является точка зрения ряда ученых, педагогов, рассматривающих творчество как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Данная точка зрения предполагает, что главным его моментом является не столько вещный результат, сколько совершенствование человеческих способностей, а основные отличия творчества от труда .

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...

Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе
Эффективность процесса обучения студентов высшей школы, как и любого процесса обучения, принято оценивать соотношением трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым, к сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не вс ...

Планирование работы по физическому воспитанию
За основу своей работы по физическому воспитанию и совершенствованию детского организма взяла авторскую программу В.Г. Алямовской «Здоровье», как комплексную систему воспитания ребенка – дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством с ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru