Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Статьи о педагогике » Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр » Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Страница 5

Получение знаний – обязательное условие развития мышления детей. Одни знания дети получают из общения со взрослыми, другие из собственной деятельности. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по принципу внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия, то есть наглядно – действенное мышление, либо со знаками – словами, числами, то есть логическое мышление.

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий – знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить понятия, закрепленные в словах.

Обучение в детском саду должно быть направлено на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Под математическим развитием дошкольников

понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.

На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей.

Виды деятельности – способы обследования, счет, объективные последовательные действия, которые должен выполнить ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух множеств, накладывание меры.

На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важной задачей является развитие у них мышления и речи (овладение математической терминологией). Развитие начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными и условием задачи.

Различные умственные задачи: (составление фигур и их видоизменение, нахождение путь решения) – реализуются средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:

· Развлечения

· Математические игры и задачи

· Развивающие игры и упражнения (дидактические)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Воспитанники детских закрытых учреждений по данным многих авторов (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, 1940; Попова М.И., 1968; Е.К. Каверина, 1950; Ф.И. Фрадкина, 1955; и др.) значительно отстают в развитии речи. В первые полгода у соматически и неврологически здоровых младенцев домов ребенка, как прав ...

Латерализация функций полушарий головного мозга
У человека в отличие от животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций). В конце 60-х годов пршлого столетия это установил английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психически больных одного из полушарий электрическим током. На основании ...

Функции контроля
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru