Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Статьи о педагогике » Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр » Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач

Страница 4

вопросы провоцируют интерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Первым средством решения задач для маленького ребенка является практическое действие. Совершая различные манипуляции с предметом, ребенок либо получает желаемый результат, либо обращается за помощью к взрослым или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно – действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. «Мышление руками» не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую – то задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок. К среднему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. При решении задач с косвенным результатом дети четырех – пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно – образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно – образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задача решается. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, например, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. При решении задач без наглядного перехода действий, ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены, например изменение формы, площади. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий. Словесно – логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Также ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве. При этом понятия о конкретных предметах образуются легче и быстрее. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В работе над развитием у детей логического мышления воспитатель должен своими вопросами, указаниями и пояснениями вести детей к выделению существенных частей и элементов целого соответственно той задаче, которую поставил перед собой. Показывая детям сразу же взаимосвязи, существующие между этими частями, воспитатель завершает свою работу обобщением, т.е. возвратом снова к целому, но уже понятому детьми более глубоко и полно. Это движение от целого к частям и их связям, а от них снова к целому – характернейшая черта высших форм мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации наших психических процессов. В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей ...

Содержание работы по развитию лексикона дошкольников
На основе анализа результатов, полученных в ходе исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобщающие понятия. 3.Расши ...

Возрастные особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru