Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей.
Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения информации о работе сотрудников дошкольного учреждения является контроль. Он помогает предвидеть трудности, обеспечивает соблюдение норм взаимоотношений и поведения, уровня дисциплины, поддерживать заданный режим работы учреждения способствует выполнению плана. Контроль является базой для принятия управленческих решений, делает заведующего более компетентным и как педагога, и как администратора. Он позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым управленческим решением, установит отклонения и их причины, определить пути и методы устранения выявленных недостатков.
Контроль входит составным элементом и в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать их выполнение для эффективной реализации принятых решений.
Характерной чертой контроля в системе дошкольного образования — его педагогическая направленность, опора на достижения педагогической науки, на опыт лучших воспитателей и руководителей.
Главным объектом контроля в учреждениях дошкольного образования является воспитательно-образовательный процесс и его результаты — уровень знаний, умений и навыков детей, их воспитанности и развития.
При проведении контроля в дошкольном образовательном учреждении следует руководствоваться системным подходом, который предполагает:
§ постоянство контроля, его осуществление по заранее разработанным алгоритмам, структурным схемам;
§ охват всех направлений воспитательно-образовательной работы;
§ широкое привлечение членов коллектива;
§ серьезную теоретическую и методическую подготовку;
§ установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса;
§ комплексное использованием форм и. методов осуществления контроля в зависимости от целевой установки, содержания педагогического процесса, квалификации воспитателей, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Соблюдение последовательности контроля: подготовка, сбор необходимой информации, ее анализ, разработка схем, памяток, проведение контроля, широкое обсуждение в коллективе его итогов, проверка исполнения принятых по результатам контроля решения.
Жизнь учреждений дошкольного образования должна проходить в условиях широкой гласности, открытости, подлинного демократизма, содружества воспитателей, обслуживающею персонала и родителей, общественности. Это требует совершенствования контроля, его гуманизации.
Основными путями демократизации и перестройки контроля в дошкольном образовании являются:
1. Передача функций контроля за воспитательно-образовательной работой заведующему, старшему воспитателю, органам коллегиального управления детским садом и расширение их прав и ответственности за конечные результаты работы;
2. Развитие форм, сочетающих государственный и общественный контроль (совет дошкольного учреждения, родительский комитет);
3. Развитие форм, сочетающих самоконтроль с административным контролем;
Еще о педагогике:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным ...
Взаимосвязь мелкой моторики и функций мозга и использование этой
взаимосвязи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие ВНД ребёнка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонител ...
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) дол ...