Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первоначальных этапах обучения, был Рамзауер, ученик Песталоций. Иоганн Генрих Пестолаций (1746-1827), разрабатывая теорию обучения, писал о том, что применение строго научно обоснованный методики позволяет любого человека научить рисовать простые предметы. Обучать рисунку, считал Писталоций, можно только с натуры. Изображения на черной грифельной доске воспользовались в 30 г. XIX столетия братья Фердинанд и Александр Дюпюи.
В 1839 г. в Австрии доктор Гилярд предложил метод рисования по сетке и стигмографическое рисование. Stigma - (греч) знак. Этот метод не принес большой пользы, так как сковывал самостоятельный подход к рисованию предметов.
С 1876 г. во Франции классная доска находит широкое применение, особенно на первых этапах обучения рисованию, как общеобразовательному предмету. В России рисование мелом на доске при обучении получило широкое распространение во второй половине XIX века. С 1804 г. рисование начинает преподаваться в гимназиях и военных училищах.
Большой вклад в развитие методики и преподавания внесли П.П. Чистяков и художники - передвижники. Рисование мелом на классной имело большое значение. В основу метода было положено осмысленное изображение предметов и натуры. Классная доска использовалась при беседах, как способ разъяснения последовательности рисования (См. приложение № 1). Вопросам рисунка на доске учителя уделялось все больше внимание.
Созданные в процессе урока изображения, на классной доске не могут стать самостоятельными произведениями искусства, так как их основное назначение - быть подсобным материалом при беседе, объяснении, задания.
Однако нельзя забывать о том, что эти рисунки должны быть выполнены на высоком художественном уровне. Это определяется главной задачей уроков изобразительного искусства - развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников. Методы рисования на уроках необходимо по возможности разнообразить, так как это способствует разностороннем развитию индивидуальных способностей учащихся. Можно практиковать чисто линейные изображения, выразительный штрих, и позитивный рисунок цветными мелками (приложение 2,3,4,), можно выполнить его и как аппликацию из цветной бумаги, в соответствии с формой изображаемых предметов. Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске. Рисунок учителя на классной доске способствует воспитанию, самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающее ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.
При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени, да и сам характер негативного рисунка не дает возможности полноценно передать тональные отношения натурной постановки. Здесь необходимо наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера. Рисунок учителя стирается с доски сразу же после объяснения. Несмотря на это, он должен нести в себе творческое начало, так как дети, склонные к подражанию, по своему усваивают особенности приёмов работы учителя. Творческий рисунок стимулирует развитие художественных стремлений учащихся, способствует возникновение эстетических чувств при восприятии предметов натурных постановок, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами (разнообразии приёмов в передаче материальность предметов, точность, лаконизм линии в наброске, кратковременном рисунке, "гравюрность", штриха при выполнении объёма).
Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.
Еще о педагогике:
Анализ предметной области подсистемы — учебный план
Учебный план — документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет. Существующая (традиционная) организационная схема составления учебных планов работает следующим образом. И ...
Основные методические требования к составлению и использованию
опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе
В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа: 1) этап обобщения; 2) этап укрупнения; 3) этап фиксирования созданной структуры содержания. На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: ...
Когда и где используется быстрое чтение
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумны ...