Речь детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно
отличается от речи нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь детей в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчётливая, что связано с малой подвижностью артикуляторного аппарата.
У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с ЗПР к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи.
Для детей младшего школьного возраста с ЗПР характерно преобладание мономорфных нарушений звукопроизношения. На первом месте среди звукопроизносительных расстройств находятся дефекты произношения свистящих и шипящих звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей данной категории являются смешения звуков. Речевой дефект определяется как фонетико- фонематический.
Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно- перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования речедвигательных и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у младших школьников с ЗПР. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.Исследование выявило у детей с ЗПР нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию. Низкая познавательная активность учащихся с задержкой психического развития приводит к тому, что они « значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи». Недостаточный уровень развития всех сторон речи детей с ЗПР сказывается и на ее словарном составе.
Семилетние дети с ЗПР по развитию речи оказываются недостаточно подготовленными к школьному обучению. Ограниченность их знаний и представлений об окружающем мире в совокупности со сниженной познавательной и речевой активностью приводит к количественной обеднённости их словарного запаса.
В исследованиях отмечаются не только незначительный объём употребляемых слов, но и своеобразие используемого словарного запаса, которое заключается в том, что дети не чувствуют семантической значимости однородных слов и смешивают их по ситуативной близости.
Учащиеся 2-4 классов затрудняются в усвоении форм множественного числа существительных, в образовании существительных с абстрактным значением, притяжательных прилагательных.
Качественное своеобразие словарного запаса учащихся с ЗПР
(2 класс) сказывается и в том, что школьники не опознают предъявляемые им существительные, обозначающие собирательные или абстрактные понятия (отряд, труд, лень); более половины из них смешивают существительные с глаголами, прилагательными, местоимениями, а глаголы – с существительными и прилагательными.
Еще о педагогике:
Практические рекомендации по работе с трудными подростками
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздейс ...
Развитие творческих способностей младших школьников
При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разр ...
Эволюционная, или ложная, дисграфия
Специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности. Ошибки начинающих обучение школьников могут быт ...