Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в учебном (воспитательном) учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности).
Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:
— собственно-эмоциональное развитие;
— опосредованно-эмоциональное развитие.
Собственно-эмоциональное развитие — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование, представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.
Опосредованно-эмоциональное развитие — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциогенные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условиями для этого будут:
1. Формирование ценностных представлений:
• нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);
• интеллектуальных (истина, знание, творчество);
• эстетических (красота, гармония);
• социальных (семья, этнос, отечество);
• валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);
• материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда).
2. Использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания.
Существует и другой аспект проблемы эмоционального развития детей в системе образования детей дошкольного возраста, актуализирующий противоречие между теоретическими достижениями научных школ и их практическим воплощением. Об одном таком положении уже говорилось выше, это принцип комплексности и взаимосвязи всех компонентов человеческой психики. В рамках рассматриваемой проблемы акцент необходимо сделать на взаимосвязь эмоционального компонента и интеллектуального. Особо важно этот момент учитывать в работе с детьми дошкольного возраста, так как, во-первых, эмоции определяют всю жизнедеятельность детей, а во-вторых, опосредуют процесс познавательной активности. Поэтому в современных методиках обучения принципиальным является положение о необходимости стимулирования положительных эмоций.
Современная вариативность образовательных программ стала благом для творчески эрудированных педагогов, строящих свою профессиональную деятельность на безусловном приоритете ценности личности ребенка. На практике же ряд объективных и субъективных причин способствовал повсеместной интеллектуализации дошкольного звена образовательной системы, несмотря на то, что фактически все современные программы в своей основе имеют духовно-нравственные категории. В данном случае не ставится вопрос об объективных и субъективных причинах такой ситуации. Но очевидной является необходимость поиска возможных вариантов решения проблемы. Поэтому адекватным будет возвращение к психологическим закономерностям организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Быстрота и степень развития у человека напряженности во многом определяется индивидуальными психологическими особенностями, в частности, уровнем эмоциональной устойчивости личностной тревожности как способности противостоять эмоциогенным воздействиям, индивидуальной и личностной значимости этих воздействий и его исходным состоянием. В целях развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки в управлении своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и др.); научить его понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ, прежде всего необходимо выявить, что является причиной его эмоционального неблагополучия. И только после этого, определив источник отрицательных эмоций, можно целенаправленно с учетом индивидуальных особенностей ребенка создать условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Существует ряд психологических тестов и методик, позволяющих определить эмоциональное состояние ребенка в группе ДОУ. Например, представленный метод беседы позволяет выяснить как ребенок относится к ДОУ.
Еще о педагогике:
Методические подходы к развитию детского декоративного
творчества
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий н ...
Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
Работа социального педагога с семьями воспитанников. • педагогическое просвещение родителей: • родительские собрания; • родительские гостиные — встречи родителей с гостями учреждения; • «воспитание» родителей (школа для родителей — групповые семинары, практикумы); • удовлетворение индивидуальных за ...
Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника
Нам приходится наблюдать поведение человека в различных жизненных обстоятельствах: при успехе, несчастье, опасности, ссоре и т. д. И мы знаем огромное множество проявлений эмоциональной жизни человека, которые различны по своему содержанию, по форме, по их значению и длительности протекания. Межд ...