По таблице видим, что гипотеза H0 принимается, что означает равнозначность дисперсий обеих выборок.
Для определения наличия различий средних значений применялся t-критерий Стъюдента для независимых выборок. Результаты представлены в таблице 13.
Таблица 13
Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями | ||
48 |
48 | |
Среднее |
51,38462 |
51,41026 |
Дисперсия |
58,61134 |
45,93252 |
Наблюдения |
39 |
39 |
Объединенная дисперсия |
52,27193 | |
Гипотетическая разность средних |
0 | |
df |
76 | |
t-статистика |
0,01566 | |
P (T<=t) одностороннее |
0,493773 | |
t критическое одностороннее |
1,665151 | |
P (T<=t) двухстороннее |
0,987546 | |
t критическое двухстороннее |
1,991673 | |
Вывод: t <tкрит. = 1,99, различия статистически не значимы. |
Можем заключить, что на констатирующем этапе контрольная и экспериментальная группы не обнаружили статистически значимых различий в показателях зрительно-моторной координации (гештальт тест Л. Бендер). С целью выявления эффективности проведенной нами работы по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста на показатели зрительно-моторной координации мы повторили приведенную выше процедуру. Были получены следующие результаты (табл. 14).
Таблица 14
Двухвыборочный F-тест для дисперсии | ||
41 |
42 | |
Среднее |
36,35897 |
40,25641 |
Дисперсия |
39,2888 |
35,77463 |
Наблюдения |
39 |
39 |
Окончание таблицы 14 | ||
df |
38 |
38 |
F |
1,098231 | |
P (F<=f) одностороннее |
0,38711 | |
F критическое одностороннее (F0,05) |
1,716687 | |
Вывод: F<F0,05, различие дисперсий статистически не значимо |
Еще о педагогике:
Краткая биография
Коменский Ян Амос родился в 1592 году в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. ...
Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста
Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Ф ...
Изучение свойств определенного интеграла с помощью физических моделей
При изучении интеграла существенным является отбор свойств, которые необходимо знать ученикам. Их должно быть достаточно для рассмотрения приложений интеграла и в то же время не должны вводиться свойства, без которых можно обойтись в дальнейшем. Доказательство свойств при разных подходах к введению ...