Функции и роли социального педагога

Статьи о педагогике » Деятельность социального педагога в ДОУ » Функции и роли социального педагога

В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом деятельности социальных педагогов, а также на основе его осмысления в научной литературе и специальных рекомендаций Министерства образования (например, Методическое письмо Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.), к важнейшим составляющим профессии социального педагога относят образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Он стремится использовать в воспитательном процессе все средства общества, воспитательные возможности микросреды, самой личности как субъекта воспитательного процесса.

Не менее значима в профессиональной деятельности социального педагога диагностическая функция. Она предполагает постановку социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения; выявляются позитивные и негативные влияния на ребенка, а также различного рода проблемы. Социальный педагог совместно с психологом содействуют выявлению одаренных детей, детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии, девиациями.

Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятельности социального педагога, к его диагностической функции относят также медицинскую диагностику, используя ее результаты он может определять социально-педагогические последствия заболеваний и признаки их влияния на формирование личности; психологическую диагностику, цель которой — использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального педагога; социальную диагностику с целью научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья ребенка; педагогическую диагностику, включающую изучение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; социально-педагогическую диагностику, в процессе которой происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов.

Организаторская функция социального педагога связана с организацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи разным категориям населения и реализации планов, проектов, программ социальной защиты и поддержки молодежи, людей зрелого возраста, пожилых.

Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического развития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкретного ребенка и групп детей.

Организационно-коммуникативная функция направлена на включение школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями.

Охранно-защитная функция предполагает использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, коррекционную и ряд других.

Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между Детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами, советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетентности социального педагога.

Еще о педагогике:

Организационные требования к построению пространства кабинета информатики
В данном параграфе мы рассмотрим, как организационные требования к построению пространства кабинета информатики влияют на успешное обучение в школе. В настоящее время информатизация общества и образования выступает в качестве средства интенсификации процесса обучения, совершенствования его форм и м ...

Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Опросник для учителя 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недел ...

Методы стимулирования
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стим ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru