Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик

Статьи о педагогике » Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик

Работа посвящена изучению взаимоотношений “учитель – ученик” и исследованию их влияния на эмоциональную сферу младшего школьника.

В отечественной и зарубежной психологии традиционно большое внимание уделяется вопросам эмоций (Э. Гельнгорн, К. Изард , В.Кеннон , Ф.В. Линдсли, П.В. Симонов , В.К. Вилюнас , Л.М. Веккер ), психическим эмоциональным состояниям (Н.Ф. Левитов , Е.Ф. Рыбалко, А.Б. Леонова , А.В. Витт , М.Н. Русалова , Е.П. Ильин и др.), состоянию эмоциональной сферы (М.А. Немчин , О.В. Овчинникова, А.Г. Дикая, Б.А. Вяткин).

Причины эмоциональных переживаний младших школьников можно представить в виде кольцевой модели взаимозависимых причин, связанных с успешностью ребенка в учебной деятельности, с его индивидуальными особенностями и взаимоотношениями со значимыми людьми.

Значимость благоприятных эмоциональных отношений для формирования эмоциональной сферы личности является аксиомотичной, однако, сами эмоциональные отношения, закономерности их развития и причины деформации изучены недостаточно.

Самостоятельных целевых исследований эмоциональных отношений пока не много (да и сам термин “эмоциональные отношения” не является общеупотребительным). Исследование эмоциональных отношений до недавнего времени проводилось по приемуществу в лабораторных условиях, на незнакомых людях, вне реальной личностно значимой совместной деятельности. Психологическое изучение эмоциональных отношений шло относительно автономно от исследования системы отношений “учитель – ученик”, или же эмоциональный компонент межличностных отношений описывался, как правило, лишь со стороны ученика. Однако, эмоциональные аспекты любого взаимодействия, а тем более взаимодействия взрослого и ребенка, обнаруживают “характер двусторонности”, так как “люди достаточно сходны в предпочтении того или иного эмоционального отношения к ним”. В результате возникают “ответные” эмоциональные переживания, зависящие от тех, которые служат для них непосредственной причиной. “Социальные воздействия взрослого выступают в роли факторов, актуализирующих, направляющих, поддерживающих или же тормозящих, блокирующих, деформирующих психические усилия личности”.

Отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудностью освоения учебной деятельности могут носить взаимообуславливающий характер с системой взаимодействия “ребенок – взрослый”, поэтому система “ученик – учитель” в формировании эмоциональной сферы младшего школьника вносит вклад, который мы считаем заслуживающим самого пристального внимания.

Анализируя причины возникновения отрицательных эмоциональных переживаний младших школьников, мы опирались на концепцию Л.С. Выготского об изучении переживаний ребенка “как его внутреннего отношения к тому или иному моменту действительности”, что предусматривает изучение личного отношения ребенка к разнообразным ситуациям его жизни. В своем исследовании мы придерживались концепции В.Н. Мясищева о значимости системы отношений человека в его переживаниях.

Нарушение взаимодействия ребенка и взрослого может быть обусловлено множественными, взаимовлияющими факторами. Они могут быть связаны с внешними воздействиями: длительной психотравмирующей ситуацией, неправильной организацией контактов с ребенком. Торопясь к конечному результату, взрослый может терять обратную эмоциональную связь с ребенком и входить в постоянные конфликты со сложившимися у ребенка аффективными тенденциями. Во многих исследованиях (Г.В. Дьяконов, Ю.Н. Карандашев, К.М. Кемпински, П.М. Якобсон и др.) замечено, что по мере своего развития субъект (ребенок или взрослый) все более настраивается действовать, и в связи с этим все меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным образом на его поведение[8]. Это закономерно вызывает у детей агрессивность, бессмысленные капризы, негативизм или пассивную подчиняемость.

Серьезной помехой в нормативном построении отношений взрослого мира и мира детства является тот факт, что они “завязли” в основном на обучении. Хорошая успеваемость и нормативное поведение часто становится основным критерием оценки учащегося как личности.

Исходя из всего выше сказанного, трудно недооценивать исследование системы отношений “учитель – ученик” и ее влияние на эмоциональную жизнь школьника.

В качестве объекта исследования выступает психология эмоциональной сферы младшего школьника.

Предметом изучения является специфика психологии взаимоотношений учителя и ученика.

Цель работы – изучить особенности отношений «учитель – ученик», выявить наиболее типичные проблемы в отношениях, на основе результатов разработать программу их оптимизации.

Для достижения цели выдвинут ряд задач:

Исследовать современное теоретическое состояние вопроса.

Разработать научно-методологическую базу исследования взаимоотношений учитель ученик.

Выделить показатели на основе которых характеризуются отношения в системе «учитель- ученик».

Выявить и определить представления учителя об образе принимаемого, непринимаемого и частично принимаемого им ученика.

Выявить типичные особенности отношения учителя к ученику.

Изучить основные эмоциональные переживания учеников, связанные с отношением учителя.

Исследовать особенности отношения учеников к учителю.

Выдвинутые гипотезы:

- Отсутствие позитивного отношения учителя к ученику оказывает влияние на формирование эмоционального неприятия личности учителя у младшего школьника.

- Отношение учителя к ученику является приоритетным в формировании системы отношений “учитель – ученик”.

- Отношение к ученику формируется под влиянием существующих представлений об образе «принимаемых» и «непринимаемых» учеников.

Еще о педагогике:

Состав начального детского лексикона
Первый вопрос, возникающий у исследователей начального детского лексикона, пытающихся определить его состав: что считать словом? Е.И. Исенина и М. Петровичева отмечают, что «словесный язык внедряется в протаязык, не отменяя его сразу»(при этом под протаязыком понимается дословная система средств ко ...

Значение труда в развитии ребенка
Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, ...

Роль игровой деятельности в развитии младшего школьника
А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…". Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полу ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru