Место межличностного взаимодействия в системе отношений

Статьи о педагогике » Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик » Место межличностного взаимодействия в системе отношений

Страница 1

В современной психологии проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50х – начала 60х годов), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале 20 столетия. Всю совокупность отношений личности к внешним объектам, к среде, к социальной действительности и отдельным ее сторонам: к людям, социальной группе, государству и т.п., Лазурский обозначает как экзопсихику.

По мнению автора, отношения характеризуют психическое содержание личности. При этом содержательная характеристика личности, ее отношения, составляющие экзопсихику, зависят от уровня развития личности по преобразованию объектов, сторон действительности. Отношения характеризуют личность с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью. Отношения личности характеризуют психику в целом, определяя содержание всех ее сторон, самых различных процессов и мотивов, чувств и эмоций, воли, представлений, мышления, интересов, потребностей, влечений. Отношения у А.Ф. Лазурского имеют определенную субъективно-эмоциональную направленность, которая свидетельствует об эмоциональной реакции человека на определенные объекты. Отношения личности рассматриваются как стойкие, привычные, хорошо укоренившиеся категории.

Б.Ф.Ломов также работал над проблемой отношений и рассматривал ее в теоретическом аспекте, выделяя субъективно-личностные отношения, под которыми понимал многомерную, многоуровневую и динамическую систему как интегральное свойство личности, накладывающее отпечаток на психическую жизнь человека, как “костяк” субъективного мира личности, как механизм включения личности в жизнь общества.

Из контекста работы Б.Ф. Ломова следует, что он не рассматривал отношения как взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимодействие субъекта с объектом, однако при этом основное внимание уделил отношениям, возникающим со стороны субъекта и имеющим субъективный, избирательно- эмоциональный характер. Степень активности при этом рассматривается ученым как простая реакция или как действие, направленное на изменение условий окружения личности. “…Отношение, здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности”. Таким образом, Б.Ф. Ломов, говоря о субъективных отношениях, коснулся только одной стороны общественных отношений – субъективной - , оставив в тени объект и придав ему пассивную форму существования, возможность только быть оцененным со стороны субъекта. В многомерности субъективного пространства автор выделяет доминирующие отношения среди всех субъективных отношений личности – отношения к людям - , которые формируются, по мнению Б.Ф. Ломова, в первую очередь и опосредствуют отношения ко всем другим сферам действительности.

Заканчивая анализ теоретических положений проблемы отношений, сделанные Б.Ф. Ломовым, следует указать на выделение автором субъективно-личностных отношений, идущих от субъекта. Однако, выделив субъективно-личностные отношения, Ломов изолировал их от объективных форм отношения, от самого объекта. В этой связи сошлемся на высказывание Л.И. Божович, которая, выделяя субъективные и объективные отношения, указывает на необходимость изучения обеих форм отношений. К объективным отношениям она относит действительно существующие отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами, к субъективным – качества личности, сложившиеся ранее под воздействием условий жизни и воспитания. Предметом психологического исследования являются лишь субъективные отношения, но определяются они, безусловно, объективными отношениями. В концепции Л.И. Божович психологическая специфика отношений личности выступает значительно яснее, потому что отношение личности наряду с объектом и направлением характеризуется и мотивацией. В связи с этим, отношения личности, понимаемые как система мотивов, становятся психологически содержательными.

Интересный подход к проблеме отношений представлен в работе В.А. Ганзен и В.И. Юрченко. Под отношением авторы понимают системообразующую характеристику психического состояния. Отношение, по их мнению, характеризует уровень сознания и самосознания человека (сознание в данном случае понимается авторами как отношение личности к окружающей действительности, а самосознание – как отношение к себе, проявляемое в качестве саморегуляции, самоконтроля, самооценки). Сущность отношения по данным исследователей, это установление равновесия между внутренним состоянием, внешним влиянием и формами поведения. Иначе сказать, отношение понимается авторами как взаимосвязь сознания, самосознания и форм поведения, т.е. как субъект-объектная взаимосвязь.

Коренную перестройку понятия об отношениях личности провел В.Н. Мясищев. Основные положения теории В.Н. Мясищева об отношениях личности сводятся к следующему.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Латерализация функций полушарий головного мозга
У человека в отличие от животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций). В конце 60-х годов пршлого столетия это установил английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психически больных одного из полушарий электрическим током. На основании ...

Творчество преподавателя высшей школы и его развитие
Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также меж ...

Сущность понятия мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у младших школьников
Для раскрытия сущности понятия «мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности» необходимо обратиться к определению таких категорий как «мотив», «ценностные ориентации». В психологической литературе понятие «мотив» трактуется по-разному. Радугин А.А. считает, что мотив – это побуждение к ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru