Программа и структура эмпирического исследования

Страница 1

Приход в школу знаменует собой новый этап в жизни ребенка. Он оказывается в новой для него социальной ситуации, которая, прежде всего, связана с учителем, как наиболее значимым взрослым в этот возрастной период. Со временем учитель и ученик все больше вступают в контакты, строят межличностные отношения, и у каждого из них формируется определенное эмоциональное отношение друг к другу. Учитель выступает как своего рода центр эмоциональной жизни школьника (даже в тех случаях, когда ребенок не принимает педагога), именно на учителе оказывается “завязанным” эмоциональное самочувствие ребенка.

Итак, центральной для нашего исследования является проблема недооценивания в организации учебного процесса и проф. отборе учителей роли учителя, как значимого взрослого, в формировании эмоциональной сферы младших школьников.

В качестве объекта исследования выступает психология эмоциональной сферы младшего школьника.

Предметом изучения является специфика психологии взаимоотношений учителя и ученика.

Цель работы – изучить особенности отношений «учитель – ученик», выявить наиболее типичные проблемы в отношениях, на основе результатов разработать программу их оптимизации.

Для достижения цели выдвинут ряд задач:

Исследовать современное теоретическое состояние вопроса.

Разработать научно-методологическую базу исследования взаимоотношений учитель ученик.

Выделить показатели на основе которых характеризуются отношения в системе «учитель- ученик».

Выявить и определить представления учителя об образе принимаемого, непринимаемого и частично принимаемого им ученика.

Выявить типичные особенности отношения учителя к ученику.

Изучить основные эмоциональные переживания учеников, связанные с отношением учителя.

Исследовать особенности отношения учеников к учителю.

Выдвинутые гипотезы:

Отсутствие позитивного отношения учителя к ученику оказывает влияние на формирование эмоционального неприятия личности учителя у младшего школьника.

Отношение учителя к ученику является приоритетным в формировании системы отношений “учитель – ученик”.

Отношение к ученику формируется под влиянием существующих представлений об образе «принимаемых» и «непринимаемых» учеников.

Структура исследования:

Исследование проводилось на базе школы-гимназии №45 г.Барнаула в апреле 2001 года. В качестве эмпирического объекта выступали школьники, двух классов и их учителя, всего в обследовании участвовало 52 человека.(50 учеников и 2 учителя).

В исследовании использовались индивидуальные методы работы, как с детьми, так и с учителями.

Методики исследования предъявлялись каждому ребенку в строго определенном порядке:

1) с целью изучения отношения и оценки детьми учителя использовалась проективная методика “Школа зверей”;

2) ЦТО применялся для изучения внутренних эмоциональных переживаний младших школьников связанных с отношением к учителю.

Время обследования каждого ребенка зависело от его индивидуальных особенностей, приблизительно 25-30 минут.

Методики исследования предъявлялись каждому учителю в строго определенном порядке.

1) с целью изучения эмоционального отношения учителя к каждому ученику использовался цветовой тест отношений;

2) для изучения представлений учителя об образе принимаемого, частично принимаемого и непринимаемого ученика использовалась методика Келли.

Время работы с учителем зависело от индивидуальных особенностей педагога, приблизительно 2.5 – 3 часа.

Само исследование проводилось в течение трех недель.

Описание контингента обследуемых. В качестве эмпирического объекта исследования выступали учащиеся и учителя 2 “Б” и 2 “В” классов школы- гимназии №45 г.Барнаула Данная школа является типичной в среде других средних общеобразовательных школ города. Этот факт позволяет рассматривать учебную ситуацию в данной школе, как некий усредненный вариант и переносить полученные в ходе исследования результаты на аналогичные явления в других школах

Из трех начальных классов нами были выбраны именно 2-ые классы. Это обусловлено тем, что дети на протяжении 2-х лет общались с одним педагогом, и у них, за это время, сложились устойчивые эмоциональные отношения друг к другу.

Данной группы обследуемых нам достаточно для того, чтобы выявить эмоциональные отношения между учителем и учеником.

Методы сбора данных эмпирического исследования.

Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами, поэтому они не случайны. Прежде всего, выбор обусловлен возрастными особенностями испытуемых. Дети 8-9 лет затрудняются вербально идентифицировать свои эмоциональные состояния и переживания, многие явления еще недоступны для их адекватного понимания. Учителя же в следствии стремления соответствовать социально-желательным нормам, избегают прямого описания своего отношения к тому или иному ученику.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников
Прежде чем говорить об особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста рассмотрим понятие «ценностные ориентации» личности. Итак, каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. ...

Интегрированный курс ''физика и астрономия''
Согласно закону «Об образовании в РФ», основной в настоящее время является обязательная (9-тилетняя) школа. С целью восстановить ''завершенные'' знания по физике и астрономии по окончании основной школы А.А. Пинский, В.Г. Разумовский и Е.К. Страут разработали интегрированный курс «Физика и астроном ...

Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru