Приход в школу знаменует собой новый этап в жизни ребенка. Он оказывается в новой для него социальной ситуации, которая, прежде всего, связана с учителем, как наиболее значимым взрослым в этот возрастной период. Со временем учитель и ученик все больше вступают в контакты, строят межличностные отношения, и у каждого из них формируется определенное эмоциональное отношение друг к другу. Учитель выступает как своего рода центр эмоциональной жизни школьника (даже в тех случаях, когда ребенок не принимает педагога), именно на учителе оказывается “завязанным” эмоциональное самочувствие ребенка.
Итак, центральной для нашего исследования является проблема недооценивания в организации учебного процесса и проф. отборе учителей роли учителя, как значимого взрослого, в формировании эмоциональной сферы младших школьников.
В качестве объекта исследования выступает психология эмоциональной сферы младшего школьника.
Предметом изучения является специфика психологии взаимоотношений учителя и ученика.
Цель работы – изучить особенности отношений «учитель – ученик», выявить наиболее типичные проблемы в отношениях, на основе результатов разработать программу их оптимизации.
Для достижения цели выдвинут ряд задач:
Исследовать современное теоретическое состояние вопроса.
Разработать научно-методологическую базу исследования взаимоотношений учитель ученик.
Выделить показатели на основе которых характеризуются отношения в системе «учитель- ученик».
Выявить и определить представления учителя об образе принимаемого, непринимаемого и частично принимаемого им ученика.
Выявить типичные особенности отношения учителя к ученику.
Изучить основные эмоциональные переживания учеников, связанные с отношением учителя.
Исследовать особенности отношения учеников к учителю.
Выдвинутые гипотезы:
Отсутствие позитивного отношения учителя к ученику оказывает влияние на формирование эмоционального неприятия личности учителя у младшего школьника.
Отношение учителя к ученику является приоритетным в формировании системы отношений “учитель – ученик”.
Отношение к ученику формируется под влиянием существующих представлений об образе «принимаемых» и «непринимаемых» учеников.
Структура исследования:
Исследование проводилось на базе школы-гимназии №45 г.Барнаула в апреле 2001 года. В качестве эмпирического объекта выступали школьники, двух классов и их учителя, всего в обследовании участвовало 52 человека.(50 учеников и 2 учителя).
В исследовании использовались индивидуальные методы работы, как с детьми, так и с учителями.
Методики исследования предъявлялись каждому ребенку в строго определенном порядке:
1) с целью изучения отношения и оценки детьми учителя использовалась проективная методика “Школа зверей”;
2) ЦТО применялся для изучения внутренних эмоциональных переживаний младших школьников связанных с отношением к учителю.
Время обследования каждого ребенка зависело от его индивидуальных особенностей, приблизительно 25-30 минут.
Методики исследования предъявлялись каждому учителю в строго определенном порядке.
1) с целью изучения эмоционального отношения учителя к каждому ученику использовался цветовой тест отношений;
2) для изучения представлений учителя об образе принимаемого, частично принимаемого и непринимаемого ученика использовалась методика Келли.
Время работы с учителем зависело от индивидуальных особенностей педагога, приблизительно 2.5 – 3 часа.
Само исследование проводилось в течение трех недель.
Описание контингента обследуемых. В качестве эмпирического объекта исследования выступали учащиеся и учителя 2 “Б” и 2 “В” классов школы- гимназии №45 г.Барнаула Данная школа является типичной в среде других средних общеобразовательных школ города. Этот факт позволяет рассматривать учебную ситуацию в данной школе, как некий усредненный вариант и переносить полученные в ходе исследования результаты на аналогичные явления в других школах
Из трех начальных классов нами были выбраны именно 2-ые классы. Это обусловлено тем, что дети на протяжении 2-х лет общались с одним педагогом, и у них, за это время, сложились устойчивые эмоциональные отношения друг к другу.
Данной группы обследуемых нам достаточно для того, чтобы выявить эмоциональные отношения между учителем и учеником.
Методы сбора данных эмпирического исследования.
Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами, поэтому они не случайны. Прежде всего, выбор обусловлен возрастными особенностями испытуемых. Дети 8-9 лет затрудняются вербально идентифицировать свои эмоциональные состояния и переживания, многие явления еще недоступны для их адекватного понимания. Учителя же в следствии стремления соответствовать социально-желательным нормам, избегают прямого описания своего отношения к тому или иному ученику.
Еще о педагогике:
Диагностическая модель исследования нарушений речевого развития у детей
Теоретически обоснована и экспериментально разработана трехуровневая диагностика нарушений речевого развития у детей. Первый уровень диагностического исследования предполагает обоснование и реализацию психодиагностического комплекса, направленного на изучение психического развития ребенка, и на осн ...
Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании
В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием
речи
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Такое определение было дано в результате многоаспектных ис ...