Методы обучения

Страница 1

Теоретическое обучение в образовательных учреждениях начального профессионального образования включает три цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Методы обучения общеобразовательным предметам в общедидактическом, частнодидактическом и частнометодическом аспектах достаточно глубоко и всесторонне раскрыты в педагогической литературе. В этой связи методы теоретического обучения будут рассматриваться, прежде всего, применительно к изучению общетехнических и специальных предметов, представляющих в дидактическом плане единое целое.

Методы обучения общетехническим и специальным предметам во многом определяются особенностями их содержания:

· многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;

· значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;

· взаимосвязь с производственным обучением учащихся;

· органическое сочетание фактического и теоретического материала;

· значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;

· необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.

Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя методы обучения.

Словесные методы.

Устное изложение. В процессе изучения общетехнических и специальных предметов устное изложение учебного материала осуществляется с применением комплексного метода рассказ-объяснение, сочетающего изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач и т.д.

Из общих требований к устному изложению выделим следующие основные:

· научно-техническая достоверность содержания;

· логическая стройность и последовательность;

· доходчивость и доступность для учащихся;

· доказательность и убедительность;

· четкость и ясность главной мысли на каждом этапе;

· эмоциональность по форме и содержанию; образность;

· стимулирование внимания и активности учащихся.

Методические приемы устного изложения материала общетехнических и специальных предметов включают как общедидактические приемы, характерные для любого устного изложения, так и специфические, характерные только для этих предметов.

Основные из них следующие:

· широкое сочетание дедуктивных и индуктивных способов объяснений в связи с тем, что материал технических предметов, во-первых, в значительной степени имеет нормативный характер, во-вторых, характерен большой вариативностью (например, при построении технологических процессов, разработке монтажных схем на основе принципиальной и т.п.);

· разнообразие видов деятельности учащихся на уроках (зарисовкой и составлением схем, графиков, таблиц, изучением иллюстраций в учебниках и др.); широкое сочетание слова с демонстрацией средств наглядности (детали, инструмент, образцы, эталоны и др.), показом кино-видеофильмов, проведением мини-бесед с учащимися и т.п.;

· проблемное изложение материала, имеющего «естественную» проблемность (построение технологических процессов, выбор способов обработки, экономические обоснования, диагностика неисправностей, наладка оборудования и т.п.);

· широкое использование сравнений, обобщений, теоретических обоснований с тем, чтобы не оторваться от общих принципов и не свести изучение предмета только к изложению «местных» фактов и примеров;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Анализ психолого-педагогической литературы по эстетическому воспитанию
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольст ...

Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...

Анализ эмоциональных переживаний, связанных с взаимоотношениями учитель - ученик
Существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражается в цветовых ассоциациях, а цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Исходя из этого мы можем понять внутреннее эмоциональное отношение учеников к учителю и, главное, о ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru