Методические рекомендации для воспитателя и родителей для работы с устаревшей лексикой с детьми 5-7 лет

Статьи о педагогике » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста » Методические рекомендации для воспитателя и родителей для работы с устаревшей лексикой с детьми 5-7 лет

Страница 3

23. Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, на поляне, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.

24. Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, былин, рассказов.

В этом возрасте дети уже безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы. Однако после чтения художественного произведения все же следует спросить ребенка, что вы ему прочитали: сказку, рассказ или стих.

25. При чтении художественных произведений обращайте внимание ребенка на языковые средства, используемые автором, например, при описании природы, предмета, какого-нибудь явления (лес уснул, облака нависли).

Предложите ребенку и самому сравнить хорошо знакомые ему предметы, явления природы, подобрать эпитеты к ним: «Как можно иначе сказать об облаках? С чем их можно сравнить?

Приемы толкования значения слов

Правила объяснения ребенку устаревших слов предусматривают несколько вариантов:

1. До чтения произведения;

2. В процессе чтения произведения, в том случае, если об спросит ребенок.

3.После чтения произведения.

Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (горница-комната); употребление слов или словосочетаний педагогом и родителем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и другие.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Часто сам текст и действие делают вполне ясным их смысл, ребенок это улавливает. Так, читая сказки А.С.Пушкина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», т.к. они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

В произведении Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» слова «сажень», «аршин», «купчиха», «зипун» не мешают детям понять содержание художественного произведения, поэтому их тоже можно не объяснять. А вот слово «половодье» необходимо объяснить детям перед чтением, т.к. не понимание его значения может затруднить восприятие детьми содержания стихотворения. Во вступительном слове перед чтением можно сказать, что после снежной зимы наступает весна, когда солнышко начинает греть сильнее и снег быстро тает, воды становится с каждым днем все больше и больше. Реки разливаются, затопляют луга, поля, леса. Это и называется половодьем.

Иногда новое слово, фраза требуют обстоятельного объяснения, тогда решение может быть двояко: если читается художественное произведение (и тем более стихи), не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, так как это отвлекает ребенка, нарушает восприятие образа и ритма языка. В этих случаях незнакомые слова следует объяснить до чтения. При чтении книг познавательного характера объяснять новое вполне возможно в процессе чтения. Непонятные слова и фразы могут помешать правильному восприятию читаемого в целом, и объяснение их «после чтения» нецелесообразно; последующим объяснением отдельных слов восприятие уже не может быть исправлено. Бывают случаи, когда при художественном чтении или рассказывании рядом с новым словом можно поставить знакомое, поясняющее, не прерывая рассказа объяснением; такие слова заранее объяснять не нужно. Различные методические приемы в отношении незнакомых Слов полезны тем, что, не давая единого шаблонного решения вопроса (например, все новые слова объяснять заранее), мы приучаем ребенка к большему вниманию к слову, оставляем возможность по ситуации догадаться, осмыслить новое слово, строй фразы, так как втягиваем ребенка в активную работу над осмыслением языка художественного произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Разновидности учебных планов
Для планирования учебного процесса используются три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности): Базовый учебный план – определение трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения по данной специальности; Рабочий учебный план – определение учебной нагрузки и ...

Учитель ИЗО - художник и педагог
Нередко задачи работы художника - педагога в школе понимается слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразите ...

Педагогический эксперимент
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. В специальной литературе дано следующее определение педагогическому эксперименту: «Педагогический эксперимент – исс ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru