Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления подвижных игрушек

Статьи о педагогике » Педагогические условия обучения детей среднего дошкольного возраста конструированию » Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления подвижных игрушек

Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (складывание простейших игрушек), а в старшей и подготовительной группах задачи усложняются. Дети учатся выполнять объёмные игрушки, поделки с подвижными деталями, используя разные способы крепления. З.В. Лиштван рассматривает конструирование, как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. Разработанная автором программа обучения конструированию включает разные формы его организации: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определённые задачи воспитания. Конструирование из бумаги представлено автором в виде циклов занятий, достоинством которых является то, что каждый из них предполагает использование одного и того же способа действия при изготовлении различных поделок, что подводит детей к обобщению этих способов и обеспечивает возможность пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Л.В. Куцакова раскрывает условия по организации занятий по конструированию и художественному труду:

• наличие строительного материала: рисунков, иллюстраций, чертежей;

• оснащение кабинета для занятий техническим и художественным творчеством;

• соблюдение правил по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

• создание интересной, увлекательной обстановки;

• умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников;

• использование различных форм обучения конструктивному умению;

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В программе раскрыта методика работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный), применимых в традиционных ДОУ и дошкольных учреждениях нового типа. Методическое обеспечение программы, разработанные конспекты занятий приемлемы для различных возрастных групп с учётом разных видов конструирования.

В.Г. Нечаева указывает на педагогическую ценность конструктивной деятельности ребёнка, его творческие умения. Автор отмечает, что благодаря обучению конструктивной деятельности дошкольники овладевают элементарными умениями и навыками. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» раскрывается содержание работы по изготовлению подвижных и объемных игрушек; определены операции по работе с бумагой и картоном. Программа «Радуга» рассматривает использование с дошкольниками традиционных материалов в изобразительной деятельности, которые приобщают детей к разнообразным умениям и навыкам, активному овладению способами практических действий. Программа «Истоки» предусматривает овладение детьми разными способами конструирования. Это побуждает к проявлению у детей интереса к созданию движущихся конструкций, и они могут находить простые технические решения. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» по конструированию образовательно нацеливает на развитие творческих способностей, проявлений у детей творчества в изготовлении игрушек-качалок, масок и элементов декораций для игр-драматизаций и театральной деятельности, игрушек-забав для малышей. Дети совершенствуют умения в конструировании объёмных поделок из бумажных готовых развёрток. В программе «Развитие» основной целенаправленной задачей по конструированию является развитие у детей познавательных и творческих способностей. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому - множество открытий, создание интересных, порой оригинальных конструкций. Исследователи В.В. Рубцов, Н.Н. Поддьяков убедительно доказывают: дети успешно развиваются самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов. Психологи В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская определяют умственную активность, творческое мышление ребёнка.

В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотова свидетельствуют, что в конструировании по замыслу и по условиям дети сами получают возможность решать задачу разными путями. В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек. Так, Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова дают методические рекомендации, предлагают цикличность в проведении занятий, чёткую дифференциацию задач обучения конструированию изделий с подвижными частями. В сборнике «Уроки детского творчества» показаны фигурки с подвижными деталями. Соединённые с помощью блочек, фигурки могут двигаться (весёлые зверушки, подвижные животные из подставок под пиво, животные-марионетки, игрушки с ветром). Таким образом, психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений (Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова). В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек.

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru