Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Страница 6

– Смогли вы договориться в группе?– Что было для вас полезным на уроке?– Чему вы учились на уроке?– Дайте оценку Его Величеству Уроку. Получился ли урок таким, каким мы хотели? Почему? – Всем большое спасибо за работу.

Для контрольного эксперимента нами были выбраны подобные произведения, тех же авторов: басня Крылова «Стрекоза и муравей» и рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Задавались те же вопросы, что и на первом этапе исследования. Результаты исследования приведены в Приложении 5 Таблицы 4-6 и протоколы 3,4.

На основе полученных данных сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Таблица 2. Уровни развития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста

эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

констатирующий

33%

27%

40%

контрольный

53%

27%

20%

Рисунок 2.Динамика развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста

Результаты показали значительный рост умений воспринимать и осмысливать текст заголовка: низкий уровень остался только у 20% детей (3 ребенка), средний уровень показали столько же детей (27% или 4 ребенка) и высокий уровень повысился с 33 до 53%.

Вывод по 2 главе

Во втором классе «Б» школы №76 нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, направленный на выявление состояния развития умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста произведения.

На констатирующем этапе нами были выдвинуты критерии исследования, разработаны инструменты диагностики, подобраны произведения для исследования.

По результатам тестирования были выделены три уровня сформированности умений воспринимать и осмысливать заголовок текста. Основная масса детей показала средний и низкий уровень. Результаты констатирующего этапа показали, что у детей этого класса в недостаточной мере развиты умения предвосхищать содержание произведения по заголовку, составлять вопросы к заголовку, озаглавливать фрагменты текста, определять основную идею или тему произведения.

Целью формирующего этапа эксперимента было разработать и внедрить уроки, направленные на развитие опыта осмысления текста через восприятие и анализ его заголовка.

Контрольный этап эксперимента показал, что три проведенные нами урока, на которых дети учились анализировать и осмысливать заголовки произведений, позволили улучшить качество понимания текста у младших школьников.

Результаты контрольного этапа исследования показали значительный рост по всем диагностируемым нами умениям. Проведенный нами эксперимент показал, что умения воспринимать и осмысливать заголовок текста имеют большое значение для понимания учащимися текста произведения.

В работе были рассмотрены методические приемы работы с заголовком текста в начальной школе, охарактеризованы особенности понимания текста через осознание заголовка.

В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие существование связи между уровнем развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста и пониманием текста художественного произведения младшими школьниками.

Поставленные задачи были выполнены, цель работы достигнута. Основным в структуре чтения является понимание прочитанного. Оно влияет на успешность овладения ребенком учебным материалом, на его усвоение. Одним из основных элементов, помогающих осознанию текста, является заголовок.

Будучи сильной позицией текста, заголовок является первым знаком художественного произведения, который стоит над и перед основным текстом и берет на себя основную нагрузку выдвижения на первый план важнейших смыслов текста, выполняя тематизирующую, символизирующую, и оценочную функции.

Мысленная обработка, анализ заголовка – первый шаг к усвоению идеи автора. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе с заголовком художественного произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще о педагогике:

Комплекс уроков с использованием методов активизации мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
Из части 2.3. следует, что учитель практически на каждом уроке может применять различные методы формирования мотивации к учебе своих учеников. В своей работе мы хотим показать как можно использовать различные методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у м ...

Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соло ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru