Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?
Этот заголовок вызывает у нас интерес.
А на картинке мы видим, что за домик?
Ёжику лучше в лесу.
Что можно узнать из этого заголовка? (что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?
Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок?
Основную мысль.
«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).
А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).
Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.
4. По ходу работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.
О ёжике. Алеша и ёжик. Находчивый ёжик. |
Тема Главные герои Характеристика героя |
картинка №1 |
Ёжик пропал. Куда пропал ёжик? |
Событие Вопрос, характеризующий проблему |
картинка №2 |
Ну и домик! Ёжику лучше в лесу. Как Алеша ежика искал. |
Интерес. Основная мысль Тип речи |
картинка №3 |
Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?
(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуем назвать эти действия:
Сначала жил или был,
Потом пропал,
Затем искал, и, наконец, нашел.
Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.
Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)
Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.
4. Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.
Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)
Вспомним признаки текста.
Текст состоит из предложений связанных по смыслу.
Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.
Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.
Составляется с учетом адресата.
Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста. Слушаем одну- две пары.
Как вы думаете, получился у вас текст?
Как думают ребята?
Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.
Какое заглавие вы выбрали?
Оценивание учителя.
5. Работа с деформированным текстом – повествования.
(На доске и у учеников 3 части текста про ёжика).
У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.
Что можно сказать об этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)
Какое задание можно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)
Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.
1 пара у доски.
Прочитайте. Что получили? (текст)
Докажите.
Вот мы и прочитали текст. Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?
Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший)
Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.
Урок 3
Тема: Осознание текста произведения через работу с заголовком текста.
Произведение для анализа: Ирина Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»
Главная дидактическая цель: формирование навыков осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом.
Цели урока:
Познавательный аспект:
формирование общеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;
формирование практических действий с учебным материалом.
Развивающий аспект:
развитие речи учащихся;
формирование действий контроля и самооценки;
развитие умения высказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.
Воспитательный аспект:
воспитание внимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;
Еще о педагогике:
Виды таблиц и методика их использования в учебном процессе
Неотъемлемой частью любого учебного процесса являются таблицы. С их помощью учитель демонстрирует часть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся. Каждый учитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц на уроке. Каждый день в течение всей жизни мы ...
Особенности речевого развития детей с ЗПР
Речь детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматическ ...
Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оце ...