Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Страница 5

коммуникативный аспект: создать условия для сотрудничества в группе.

Задачи:

выработать умение – способ осознанного чтения;

формировать умение видеть заголовок и понимать его роль;

формировать элементарные умения ориентировки в структуре текста, его понимании.

Форма урока: коллективная.

Вид урока: практический.

Метод обучения: проблемный.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

– Ребята, какой урок провести сегодня? (Познавательный, интересный и т.д.)

– Как вы будете помогать мне и друг другу в проведении такого урока?

– Что будем оценивать?

II. Актуализация и мотивация

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Лукина «Само и сами»

Ничто никогда не выходит само.Само не приходит к нам на дом письмо.Само не способно смолоться зерно.Само стать костюмом не сможет сукно.Само не умеет свариться варенье.Само не напишется стихотворенье.Мы делать все это обязаны сами – Своей головой и своими руками!

– Как же вы сегодня будете работать? (Самостоятельно, в группах)

III. Целеполагание

– В сказочной школе идет урок литературного чтения. Учитель Бегемот просит Незнайку, Буратино и Чипполино прочитать рассказ. Сказочные герои читают рассказ. После чтения рассказа учитель задает Незнайке вопрос по прочитанному, но Незнайка молчит, он не может ответить на вопрос.

– Как вы думаете, ребята, Почему Незнайка не смог ответить на вопрос учителя? (Он не понял, о чем читал).

– А вы можете ему помочь? Как? (Не знаем) Почему? (Надо выработать способ понимания).

– Какова же цель нашего урока? (Учиться понимать текст). На какие же вопросы мы должны ответить в конце урока, чтобы помочь сказочным героям? (Как научиться понимать прочитанное)

На доску прикрепляется плакат.

Понимание прочитанного

IV. Работа по теме урока

1. Работа по знакомству с текстом и формирование элементарных умений ориентировки в его структуре, понимании. Работа в группах

Задание 1.

Прочитайте рассказ. Выберите заглавие. Соедини его карандашом с текстом рассказа. (Приложение 2)

(Листочки с выполненной работой прикрепляются на доску.)

2. Обсуждение проделанной работы:

а) аргументация учащимися выбранного заголовка;

б) определение действий-способов работы.

– Расскажите, какие действия вы выполнили, чтобы выбрать заголовок. (Отчеты групп).

Ранжирование выполненных действий

–Какой можно сделать вывод?

Д. Чтобы подобрать заголовок к тексту мы должны: 1. Прочитать текст.

2. Ответить на вопросы по его содержанию (Что случилось?) 3. Прочитать предложенные заголовки, подумать, какой больше подходит к данному тексту. Почему?

4. Проверить себя (перечитать текст).

– Можем ли мы пользоваться этим способом при работе с любым текстом?

Задание 2. (Приложение3)

Посмотрите на задание 2. Есть ли у текста заголовок? (нет). Ваша задача: придумать заголовок к рассказу, пользуясь выработанным вами способом. (Работа в группах)

Отчет (листочки с выполненной работой крепятся на доску). – Как вы действовали? Расскажите. (На доску прикрепляются карточки.)

– Обязательно ли надо проверять себя? (Да)

3. Восстановление деформированного текста.

(И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»)

Текст каждой части дан на отдельных листочках.

Задание 3.

Карточка 3.

– Наведите порядок. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Для этого установите, что было сначала, затем, в конце. (Наклеить части текста на лист)

– Проверьте себя по учебнику – с.9 (чтение вслух получившихся текстов)

– У какой группы получился правильный текст? Расскажите, как действовали. Какой способ работы с текстом у вас получился? (Карточки крепятся на доску)

Самоконтроль

– Перечитайте текст. Проверьте себя (понимание предметного содержания).

Выберите правильный ответ:

1) Буква А была очень довольна:

1. Да

2. Нет

3. Не знаю

2) Кляксич старается помирить буквы:

1. Да

2. Нет

3. Не знаю

V. Обобщение

– Решили мы задачи, которые определили в начале урока?– Сколько способов мы открыли сегодня?– Можем теперь дать рекомендации Незнайке?– Что же нужно делать, чтобы лучше понять то, что читаешь?– Можно ли по заголовку определить, о чем пойдет речь?– Можно ли поменять местами шаги 1 и 3? (можно) Почему?

VI. Итог урока

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка в педагогическом процессе
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Вполне естес ...

Методика обучения генетики в традиционном подходе
Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники ...

Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения
В Беларуси накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учет ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru