Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Страница 3

1. Внимательно прочитать его, определить тему.

2. Определить основную мысль.

3. Выбрать тему или основную мысль в качестве заголовка.

4. Подумать, как озаглавить кратко.

Физкультминутка

VI. Составление плана к тексту упражнения

- Вы уже умеете составлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно? (Прочитать каждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана.)

- Сколько частей в этом тексте?

- Прочитайте первую часть текста. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (К учителю пришли помощники.)

- Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Что главное? (Мальчики работали по-разному: один хорошо, а другой ленился). Как вы озаглавите этот пункт плана?

- Прочитайте третью часть. Что главное? (Учитель каждого оценил по его работе.)

Примерный план

1. К учителю пришли помощники.

2. Мальчики трудились по-разному.

3. По работе и плата.

Физкультминутка

VII. Запись в тетрадь краткого содержания каждой части по плану. (Учитель обращает внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью.)

VIII. Проверка, редактирование текста.

IX. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что узнали нового?

- Что значит - озаглавить текст?

- Зачем нужен заголовок?

УРОК 2

Тема: Работа над деформированным текстом-повествования. Виды заголовков.

Цель урока: формирование умений составлять текст-повествование, задавать заголовки к тексту

Задачи урока:

предметно-информационные:

формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.

деятельностно-коммуникативные:

учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;

развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.

мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;

совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;

ценностно-ориентационные:

воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.

Оборудование:

деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;

серия сюжетных картинок по тексту;

сигнальные карточки.

Деятельность обучающихся:

Учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.

Ожидаемый результат: создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.

Учебный материал: деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».

Как Алеша ежика искал.

У Алеши был ежик. Он жил в комнате.

Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.

Ну и домик облюбовал себе ёжик!

Ход урока

1. Сообщение темы урока. Мотивация.

Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).

Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие.

Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?

2. Работа над заголовком текста до чтения

Что такое заглавие

Прочитайте заголовки к одному тексту.

Что о тексте из них вы можете узнать?

О ёжике.

Алеша и ёжик.

Находчивый ёжик.

Ёжик пропал.

Куда пропал ёжик?

Ну и домик!

Ёжику лучше в лесу.

Как Алеша ёжика искал.

(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)

Значит, что отражает этот заголовок? (тему)

Что ещё мы узнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)

Что отражает этот заголовок? (название главных героев)

Следующий заголовок. Что из него можно узнать?

(ежик был находчивый, что-то нашел)

Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.

Ёжик пропал.

Произошло что? Какое-то событие.

Этот заголовок отражает событие.

И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?

Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
Ход работы. Имея полное представление о речевом развитии девочки, можно составить индивидуальный план коррекционной работы. Работу надо разделить на несколько этапов. Подготовительный. Его задача – тщательная подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно: - вызвать интерес к логопедическим за ...

Назначение и особенности педагогического рисунка
Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки у ...

Современные классификации дисграфий
В историческом аспекте существуют разные подходы к пониманию дисграфии, к ее классификации (психофизиологический, нейропсихологический, психологический, лингвистический подходы). О.А. Токарева на основе психофизиологического подхода разработала следующую классификацию. Она учитывает то, какие анали ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru