Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Страница 3

1. Внимательно прочитать его, определить тему.

2. Определить основную мысль.

3. Выбрать тему или основную мысль в качестве заголовка.

4. Подумать, как озаглавить кратко.

Физкультминутка

VI. Составление плана к тексту упражнения

- Вы уже умеете составлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно? (Прочитать каждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана.)

- Сколько частей в этом тексте?

- Прочитайте первую часть текста. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (К учителю пришли помощники.)

- Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Что главное? (Мальчики работали по-разному: один хорошо, а другой ленился). Как вы озаглавите этот пункт плана?

- Прочитайте третью часть. Что главное? (Учитель каждого оценил по его работе.)

Примерный план

1. К учителю пришли помощники.

2. Мальчики трудились по-разному.

3. По работе и плата.

Физкультминутка

VII. Запись в тетрадь краткого содержания каждой части по плану. (Учитель обращает внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью.)

VIII. Проверка, редактирование текста.

IX. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что узнали нового?

- Что значит - озаглавить текст?

- Зачем нужен заголовок?

УРОК 2

Тема: Работа над деформированным текстом-повествования. Виды заголовков.

Цель урока: формирование умений составлять текст-повествование, задавать заголовки к тексту

Задачи урока:

предметно-информационные:

формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.

деятельностно-коммуникативные:

учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;

развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.

мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;

совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;

ценностно-ориентационные:

воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.

Оборудование:

деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;

серия сюжетных картинок по тексту;

сигнальные карточки.

Деятельность обучающихся:

Учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.

Ожидаемый результат: создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.

Учебный материал: деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».

Как Алеша ежика искал.

У Алеши был ежик. Он жил в комнате.

Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.

Ну и домик облюбовал себе ёжик!

Ход урока

1. Сообщение темы урока. Мотивация.

Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).

Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие.

Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?

2. Работа над заголовком текста до чтения

Что такое заглавие

Прочитайте заголовки к одному тексту.

Что о тексте из них вы можете узнать?

О ёжике.

Алеша и ёжик.

Находчивый ёжик.

Ёжик пропал.

Куда пропал ёжик?

Ну и домик!

Ёжику лучше в лесу.

Как Алеша ёжика искал.

(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)

Значит, что отражает этот заголовок? (тему)

Что ещё мы узнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)

Что отражает этот заголовок? (название главных героев)

Следующий заголовок. Что из него можно узнать?

(ежик был находчивый, что-то нашел)

Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.

Ёжик пропал.

Произошло что? Какое-то событие.

Этот заголовок отражает событие.

И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?

Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...

Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по по ...

Анализ эффективности использования дидактических игр
На заключительном этапе исследования для проверки эффективности использования дидактических игр и был сделан контрольный срез. Для контрольного среза с детьми были проведены занимательные игры "Танграм", "Пифагор", "Волшебный круг". Таблица 3 Данные контрольного среза ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru