Виды таблиц и методика их использования в учебном процессе

Страница 1

Неотъемлемой частью любого учебного процесса являются таблицы. С их помощью учитель демонстрирует часть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся. Каждый учитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц на уроке.

Каждый день в течение всей жизни мы постоянно работаем с таблицами. Естественно, что мы учили таблицу умножения, затем оценили удобство оформления результатов сравнения, наблюдения в виде таблиц, а в современном мире всё большее распространение получают электронные таблицы, любой из нас работал или работает с табличным редактором MS Excel.

Мы решили найти ответ на вопрос, что же такое таблица? Для этого обратились к различным литературным источникам.

Согласно Ожегову С.М., таблица — сведения о чём-нибудь, расположенные по графам. Тиражная таблица, таблица умножения — перечень помножаемых друг на друга чисел в пределах первого десятка, с произведением от каждой пары. Как таблицу умножения знать что-либо (назубок).

В педагогике принят другой подход к рассмотрению таблиц. Прежде всего, таблицы относятся к средствам реализации принципа наглядности. Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Я.А. Коменский дал ему четкую формулировку в своем известном "золотом правиле" дидактики: всё, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое — для восприятия зрением, и т. Д. "Нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях", — писал он.

Таблицы учебные — наглядные пособия, содержащие цифры, тексты или графические изображения, иллюстрирующие темы и разделы учебных предметов. Различают таблицы: иллюстративные, графические, цифровые, текстовые и смешанные.

Иллюстративные таблицы состоят из ряда отдельных рисунков, небольших картинок, портретов и др. изображений, сопровождаемых кратким пояснительным текстом. С их помощью может быть показано последовательное развитие какого-либо предмета, явления, процесса, взаимосвязь и соотношение предметов и явлений, группировка их по какому-либо признаку или принципу (напр., "Дисперсия света" из серии иллюстративных таблиц для темы "Оптика").

Графические таблицы содержат схемы, чертежи, схематические рисунки, диаграммы, сопровождаемые кратким текстовым или цифровым материалом (напр., таблица "Линзы", "Механические волны").

Цифровые таблицы состоят преимущественно из цифрового материала, иногда сопровождаемого небольшими рисунками или графическими изображениями.

Текстовые таблицы отличаются преобладанием текстового материала сопровождаемого в тех случаях, когда это необходимо, небольшими рисунками или вспомогательными графическими знаками — стрелками, дугами, линиями и др. ("Законы сохранения в СТО").

Смешанные таблицы представляют собой сочетание иллюстративного, графического, цифрового или текстового материала (всех четырех видов или только некоторых из них) в более или менее равной пропорции.

По основному назначению таблицы условно можно подразделить на познавательные, инструктивные, справочные и тренировочные (для упражнений).

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Организация экспериментальной работы по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии
Научный эксперимент по формированию целостного мировоззрения проходил на базе средней школы №39, где в экспериментальную и контрольную группы были взяты ученики 10В математического класса. Одним из условий эффективности формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии является оп ...

Биологическое и социальное в личности человека
Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятел ...

Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века. В разные исторические периоды естествознание и методика его преподавания проходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение», «Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впослед ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru