Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»

Статьи о педагогике » Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе » Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»

Страница 1

Экспериментальная работа осуществлялась в Сартамской начальной школе В экспериментальном исследовании приняли участие дети, обучающиеся 3 и 4 класса.

Цель опытно-экспериментальной работы: проверить уровень развития самостоятельности и степень усвоения учебного материала с помощью самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

Констатирующий

Формирующий

Контрольный

Цель констатирующего этапа: диагностика исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках окружающего мира.

Провести анкетирование для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе

Выяснить, какой класс более успешен по уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале. Выяснить, какие трудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какие умения и навыки сформированы лучше, для этого необходимо ознакомиться с итогами прошедшей фронтальной самостоятельной работы.

Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности, учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа.

После проведения анкетирования были получены результаты, представленные в таблицах, на основании которых была составлена Гистограмма № 1 отношения к самостоятельной работе:

Гистограмма № 1

По результатам Гистограммы №1 видно, что отношение к самостоятельной работе в обоих классах практически одинаковое. В основном учащиеся относятся положительно к проведению самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».

Большинство учащихся 3 класса отдают предпочтение выполнению упражнений, подготовке докладов и методу работы с дополнительной литературой. В 4 классе выделяют метод работы с учебником и работе с таблицами и рисунками.

Многие учащиеся из обоих классов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.

В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.

При выполнении заданий среднего уровня сложности большинство учеников проявляют себя активно, но, сталкиваясь с трудностями, они заходят в тупик и не могут предложить нужного решения - следовательно, в данных классах умения применять знания в знакомой ситуации и умения применять знания в незнакомой ситуации находятся на среднем и низком уровне - соответственно.

Далее была изучена общая успеваемость в 3 и 4 классе. Как показало наблюдение у учащихся данных классов средний темп деятельности и учитель мало отводят времени для использования самостоятельной работы на уроке, которую можно было бы оценить. В основном учащиеся работают с учебником, делают домашние задания, готовят доклады, выполняют рисунки. Этими видами самостоятельной деятельности ограничивается предмет «Окружающего мира». Данная ситуация наблюдается в обоих классах. Однако, как выяснилось из анкеты, ребята относятся к самостоятельным работам весьма положительно. Успеваемость по предмету «Окружающий мир» 3 и 4 класса следующая: в 3 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, остальные имеют хорошие результаты. В 4 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, а у остальных средние результаты.

Цель формирующего этапа: проверка комплекса разработанных самостоятельных работ при изучении дисциплины «Окружающий мир».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
Реализация прав ребенка, согласно конвенции ООН, которой следует и Россия, в первую очередь направлена на обеспечение всех детей, в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидов, полноценной общественной жизнью, на создание условий, необходимых для их максимальной реализации сво ...

Этапы проектной деятельности
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления получен ...

Оригами как средство развития творческих способностей
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникал ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru