Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»

Статьи о педагогике » Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе » Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»

Страница 1

Экспериментальная работа осуществлялась в Сартамской начальной школе В экспериментальном исследовании приняли участие дети, обучающиеся 3 и 4 класса.

Цель опытно-экспериментальной работы: проверить уровень развития самостоятельности и степень усвоения учебного материала с помощью самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

Констатирующий

Формирующий

Контрольный

Цель констатирующего этапа: диагностика исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках окружающего мира.

Провести анкетирование для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе

Выяснить, какой класс более успешен по уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале. Выяснить, какие трудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какие умения и навыки сформированы лучше, для этого необходимо ознакомиться с итогами прошедшей фронтальной самостоятельной работы.

Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности, учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа.

После проведения анкетирования были получены результаты, представленные в таблицах, на основании которых была составлена Гистограмма № 1 отношения к самостоятельной работе:

Гистограмма № 1

По результатам Гистограммы №1 видно, что отношение к самостоятельной работе в обоих классах практически одинаковое. В основном учащиеся относятся положительно к проведению самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».

Большинство учащихся 3 класса отдают предпочтение выполнению упражнений, подготовке докладов и методу работы с дополнительной литературой. В 4 классе выделяют метод работы с учебником и работе с таблицами и рисунками.

Многие учащиеся из обоих классов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.

В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.

При выполнении заданий среднего уровня сложности большинство учеников проявляют себя активно, но, сталкиваясь с трудностями, они заходят в тупик и не могут предложить нужного решения - следовательно, в данных классах умения применять знания в знакомой ситуации и умения применять знания в незнакомой ситуации находятся на среднем и низком уровне - соответственно.

Далее была изучена общая успеваемость в 3 и 4 классе. Как показало наблюдение у учащихся данных классов средний темп деятельности и учитель мало отводят времени для использования самостоятельной работы на уроке, которую можно было бы оценить. В основном учащиеся работают с учебником, делают домашние задания, готовят доклады, выполняют рисунки. Этими видами самостоятельной деятельности ограничивается предмет «Окружающего мира». Данная ситуация наблюдается в обоих классах. Однако, как выяснилось из анкеты, ребята относятся к самостоятельным работам весьма положительно. Успеваемость по предмету «Окружающий мир» 3 и 4 класса следующая: в 3 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, остальные имеют хорошие результаты. В 4 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, а у остальных средние результаты.

Цель формирующего этапа: проверка комплекса разработанных самостоятельных работ при изучении дисциплины «Окружающий мир».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Виды контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз ...

Причины нарушений звукопроизношения
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие: - нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи; - нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; - нарушение его нормального функциониров ...

Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализи ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru