Экспериментальная работа осуществлялась в Сартамской начальной школе В экспериментальном исследовании приняли участие дети, обучающиеся 3 и 4 класса.
Цель опытно-экспериментальной работы: проверить уровень развития самостоятельности и степень усвоения учебного материала с помощью самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
Констатирующий
Формирующий
Контрольный
Цель констатирующего этапа: диагностика исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках окружающего мира.
Провести анкетирование для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе
Выяснить, какой класс более успешен по уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале. Выяснить, какие трудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какие умения и навыки сформированы лучше, для этого необходимо ознакомиться с итогами прошедшей фронтальной самостоятельной работы.
Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности, учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа.
После проведения анкетирования были получены результаты, представленные в таблицах, на основании которых была составлена Гистограмма № 1 отношения к самостоятельной работе:
Гистограмма № 1
По результатам Гистограммы №1 видно, что отношение к самостоятельной работе в обоих классах практически одинаковое. В основном учащиеся относятся положительно к проведению самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».
Большинство учащихся 3 класса отдают предпочтение выполнению упражнений, подготовке докладов и методу работы с дополнительной литературой. В 4 классе выделяют метод работы с учебником и работе с таблицами и рисунками.
Многие учащиеся из обоих классов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.
В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.
При выполнении заданий среднего уровня сложности большинство учеников проявляют себя активно, но, сталкиваясь с трудностями, они заходят в тупик и не могут предложить нужного решения - следовательно, в данных классах умения применять знания в знакомой ситуации и умения применять знания в незнакомой ситуации находятся на среднем и низком уровне - соответственно.
Далее была изучена общая успеваемость в 3 и 4 классе. Как показало наблюдение у учащихся данных классов средний темп деятельности и учитель мало отводят времени для использования самостоятельной работы на уроке, которую можно было бы оценить. В основном учащиеся работают с учебником, делают домашние задания, готовят доклады, выполняют рисунки. Этими видами самостоятельной деятельности ограничивается предмет «Окружающего мира». Данная ситуация наблюдается в обоих классах. Однако, как выяснилось из анкеты, ребята относятся к самостоятельным работам весьма положительно. Успеваемость по предмету «Окружающий мир» 3 и 4 класса следующая: в 3 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, остальные имеют хорошие результаты. В 4 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, а у остальных средние результаты.
Цель формирующего этапа: проверка комплекса разработанных самостоятельных работ при изучении дисциплины «Окружающий мир».
Еще о педагогике:
Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных
ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала
Как известно, одними из составляющих педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются формы и средства воспитания и обучения. Основной формой обучения дошкольников до введения в действие Федеральных государственных требований дошкольного образования являлось занятие. Систе ...
Анализ воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучаемые под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру. Я провела в группе классный час на тему «Будьте милосердными» День проведения 15 марта. ...
Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия
педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...