Методы проблемного обучения и последовательность их применения в учебном процессе

Статьи о педагогике » Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе » Методы проблемного обучения и последовательность их применения в учебном процессе

Страница 1

Уровень проблемное™ ситуаций зависит и от того, какими методами и в каких формах учебной работы реализуется принцип проблемное™. Различие методов, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности определяется постепенностью его овладением учениками. Исследовательский, частично-поисковый методы в метод проблемного изложения материала на разном уровне реализуют проблемное обучение.

Исследовательский метод проблемного обучения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями: первая функция направлена на обеспечение творческого применения учениками приобретенных знаний и умений; вторая функция направлена на овладение учащимися методами психолого-педагогического исследования в процессе поиска этих методов и их применения; третья функция направлена на формирование черт творческой педагогической деятельности, а также обеспечивает формирование интереса к творческой деятельности и потребности в инновационном подходе в различных сферах жизни. Данный метод требует самостоятельного прохождения учениками следующих этапов процесса исследования: наблюдение и изучение педагогических явлений; выделение непонятных явлений, подлежащих исследованию (осознание и постановка психолого-педагогических проблем); выдвижение гипотез; построение плана действий по проверке гипотез; осуществление плана; формулировка решения, объяснения; проверка решения и убедительности полученных выводов, (а также в случае необходимости постановка новой проблемы); практические выводы о возможности и целесообразности применения добытых знаний в интересующей сфере.

Специфика исследовательского метода проблемного обучения состоит в самостоятельности учеников при выполнении ими поисковых заданий. Самостоятельное прохождение выше перечисленных этапов исследования требует от учеников ряд умений:

1) анализировать условие задачи в соответствии с ее вопросом;

2) преобразовывать основную проблему в ряд частных проблем, подчиненных главной;

3) проектировать план и этапы решения проблемы;

4) формулировать гипотезу;

5) синтезировать различные направления поисков;

6) проверять решение и др. Частично-поисковый (эвристический метод)

Данный метод обеспечивает поэлементное усвоение опыта творческой деятельности и овладение отдельными этапами поисковой деятельности.

Вариантом частично-поискового метода является эвристическая беседа. Эвристическая беседа строится из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы. Большая часть вопросов эвристической беседы представляет подпроблемы, которые надо решать творчески. Остальная часть вопросов носит репродуктивный характер, они необходимы для актуализации данных, важных при нахождении неизвестного. Система проблемных и информационных вопросов (подготовленных преподавателем заранее) является средством управления мыслительной деятельностью студентов в эвристической беседе. Информационные и проблемные вопросы по внешней логической форме могут быть одинаковыми, поэтому один и тот же вопрос для сильного студента может являться информационным, а для менее подготовленного стать проблемным.

Сочетая информационные и проблемные вопросы, преподаватель получает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения учащихся. Данный метод, как и другие может быть построен индуктивно или дедуктивно, при сочетании прямого и косвенного взаимодействия участников процесса.

Метод проблемного изложения. Осуществляя профессиональную подготовку учеников преподаватель должен ориентировать их на некий эталон культуры и логики профессионального мышления, к которому они как будущие специалисты должны стремиться. Для того, чтобы ориентировать учеников на данный эталон, на занятиях преподаватель использует метод проблемного изложения учебного материала.

Сущность метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель знакомит учеников не только с найденными решениями профессиональных проблем, областями и способами их применения, а так же с логикой поиска этих решений. Проблемное изложение преподавателем изучаемого материала направлено и на то, чтобы проследить современную логику педагогических проблем, решение которых в науке еще не найдено или не является бесспорным.

Преподавателю для проблемного изложения следует отбирать узловые, важнейшие разделы курса, которые являются наиболее значимыми для будущей профессиональной деятельности. Важно, что в процессе проблемного изложения воссоздаются предметный и социо-культурный контексты профессиональной деятельности. Предметный контекст - когда в виде учебных проблем представлено противоречивое содержание педагогического знания. Социокультурный контекст - когда данное знание обнаруживается как описание борьбы мнений, позиций научных школ или отдельных ученых в истории науки, так же как диалог. На таких занятиях воссоздаются условия теоретической работы ученого той или иной области. В условиях проблемной лекции приоритет должен принадлежать устному изложению диалогического характера.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru