Выбор содержания и форм контроля во многом зависит от времени его осуществления. Воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в определенные отрезки времени имеет; характерные черты, не учитывать которые руководитель не может.
В начале года заведующий и старший воспитатель реже, чем в последующий период, посещает занятия в разных возрастных группах. Особую важность в это время имеет контроль за тем: как воспитатель знает программу своей группы; как спланировал ее изучение; какие пособия и атрибуты приготовил, какой подобран дидактический материал; какой дополнительной методической и детской литературой располагает; какие темы и разделы программы считает более трудными для усвоения; посетили ли воспитатели вновь поступивших на дому, заполнены ли сведения о родителях; как организовать прием новых детей в группу; как воспитатель организует закаливание детей и др.; знает ли воспитатель индивидуальные особенности своей группы.
Эффективность и качество наблюдения определяется следующими показателями:
§ наблюдения должны проводиться в определенной системе и последовательности (в течение месяца следует планировать 3-4посещения с целью наблюдения за педагогическим процессом. Изучение всего рабочего дня воспитателя; и 2 раза в неделю в течение 1,5-2 часов по определенной теме);
§ заведующий должен уметь определять цель наблюдения, руководствуясь задачами воспитания и обучения, поставленными программой и намеченных в годовом плане; каждый приход в группу должен быть логическим продолжением;
§ наблюдать надо все виды педагогического процесса и равно мерно в течение всего года: игру, труд, занятия, поведение детей в быту, на прогулке и т.д.;
§ в процессе наблюдений необходимо выявлять взаимосвязь всех сторон воспитания: физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического; взаимосвязь воспитания и обучения, деятельности воспитателя с проявлениями и поведением детей.
Для организации наблюдения необходимо четко определить, что проверка работы воспитателя с детьми даже по одному из разделов образовательной программы может иметь разные цели.
Например, при посещении физкультурного занятия проверяющий в зависимости от цели изучает:
§ выполнение санитарных и гигиенических правил при проведении занятия;
§ распределение физической нагрузки на детей во время занятия;
§ организация детей на физкультурном занятии;
§ методика проведения;
§ формирование правильной осанки;
§ качество выполнения основных движений или общеразвивающих упражнений;
§ четкость отработки программного материала;
§ физиологическая кривая пульса;
§ подготовка воспитателя к проведению занятия;
§ планирование занятий;
§ способы организации детей на занятии при переходе от одной части к другой;
§ роль педагогической оценки при обучении детей;
§ оценка речи воспитателя на занятии;
§ качество и характер индивидуальной работы в ходе занятия;
Еще о педагогике:
Нарушения письменной речи у учащихся
Процесс овладения грамотой чаще всего понимается как усвоение определенного перечня буквенных образов и умение связывать буквы в слоги, слова в предложения. При чтении предполагается умение воспринять готовые буквенные сочетания, при письме – умение самостоятельно их составлять. Поэтому многие мето ...
Психолого-педагогические основы обучения
иностранному языку на начальном этапе
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...
Проблема изучения стиля педагогической деятельности
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога. Совре ...