4. Гуманизация контроля в дошкольном учреждении сотрудничества в контроле, ориентация на оказание квалифицированной помощи по просьбе воспитателей);
5. Гласность планов и результатов контроля.
Чтобы охватить контролем все аспекты работы дошкольного учреждения необходимо четко распределить обязанности между руководителями, выделить круг вопросов, которые контролируют заведующий, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, завхозом, врачом, старшей медицинской сестры. При этом следует исходить из их должностных обязанностей, определенным квалификационными характеристиками, "Положением о дошкольном учреждении", из конкретных условий.
Заведующий контролирует:
§ работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
§ выполнение в соответствии с трудовым законодательством, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда;
§ проверку исполнения инструктивно-методических, документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
§ качество знаний, умений и навыков у детей;
§ выполнение решений педагогического совета;
§ сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
§ ведение документации всеми воспитателями и членами административной группы;
§ организацию и осуществление работы с родителями;
§ финансово-хозяйственную деятельность;
§ выборочный контроль за работой воспитателей.
Старший воспитатель контролирует:
§ состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
§ выполнение образовательных программ, внедрение педагогических технологий;
§ календарные планы и документацию педагогов;
§ наличие и хранение детских работ;
§ работу педагогов по повышению квалификации.
Заведующий хозяйством осуществляет контроль за работой обслуживающего персонала (санитарок, нянь, помощников воспитателя, шеф-повара, помощника повара, кладовщика, прачек и др.).
Процесс контроля должен складываться из единства трех стадий:
§ установление и выявление фактов, т.е. получения информации о ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;
§ анализ собранного материала, критическая его оценка;
§ выработка мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в дошкольном учреждении в целом или в определенной возрастной группе.
Контроль должен быть своевременным. В процессе его констатации фактов не должна быть самоцелью, она должна помочь выявлению причин, вызывающих недостатки, выработке эффективных мер, предусматривающих их устранение. Необходимо вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, всю педагогическую деятельность коллектива.
Эффективность контроля во многом зависит от качества педагогического анализа, эффективности осуществления различных его видов: эпизодического анализ отдельных занятий, режимных моментов), тематического (анализа одного из разделов воспитательно-образовательной работы с детьми), итогового анализа работы за год).
Педагогический анализ состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1-й этап предварительный — в ходе которого собирается необходимая для анализа информация;
Еще о педагогике:
Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей. В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественн ...
Виды учебных проектов
1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - нап ...
Реализация возможностей программ и учебников по
«Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века. В разные исторические периоды естествознание и методика его преподавания проходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение», «Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впослед ...