Управление дошкольным образованием осуществляется путем сбора и анализа информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса, принятия соответствующих управленческих решений заведующим или коллегиальными органами и передачи необходимых распоряжений по их исполнению.
Каждое действие заведующего должно основываться на знании обстановки, на исчерпывающейся информации о вопросе, по поводу которого принимается решение. Он должен своевременно организовать сбор и обработку информации.
Для сбора информации используются различные методы: имеющаяся информация, накопленная в результате наблюдения и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми и на основе оперативного контроля за работой всех сотрудников, беседы с работниками, социологическое исследование (тестирование, анкетирование и др.); деловые игры, заслушивание отчетов работников, доклады на педсовете, изучение документации и др. При анализе меняются сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, индуктивные и дедуктивные умозаключения, различные методы доказательств.
Все выводы должны базироваться только на проверенных научных положениях. Достаточно подлый анализ позволяет приступить к формулировке возможных вариантов решения.
Информация, необходимая для принятия решения может быть получена заведующим и от других лиц (старшего воспитателя, медицинской сестры, воспитателей, родителей и т.д.) или добыта им самим. Информация позволяет решить не только суть вопроса, но и причины его возникновения.
На II этапе осуществляется четкое формулирование цели и задач решения, необходимых условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге должно появиться письменное изложение основных позиций решения, схемы, диаграммы, графики, логически и наглядно отражающие замысел решения и пути его реализаций.
После определения целей создаются группы исполнителей из специалистов для разработки вариантов решения. В каждом из вариантов по возможности должны формулироваться составные части решения, цели и задачи. Изучаются основные пути, средства достижения поставленных целей, имеющиеся возможности: трудовые, материальные, финансовые, научные идеи. Особо учитывается фактор времени. Прорабатываются возможные варианты между группами детского сада, разными категориями работников и отдельными воспитателями.
Подготовленные варианты решения целесообразно обсудить в кругу компетентных лиц, на заседании профбюро. Такое обсуждение обеспечивает проверку и оценку вариантов решения, способствует уточнению и обогащению, помогает выбрать правильный вариант, мобилизовать актив коллектива к действию по реализации решения.
При подготовке вариантов решения руководителю важно стремиться к тому, чтобы в нем принимали участие не просто компетентные лица, но прежде всего люди с различными точками зрения на обсуждаемый вопрос.
Начальник районного управления образования должен терпеливо выслушивать мнения и предложения всех участвующих в обсуждении лиц, не перебивать и не останавливать их насмешками.
В начале обсуждения и в ходе его целесообразно не высказывать точку зрения, если это может оказывать психологическое давление на подчиненных.
III этап – обнародование подготовленных вариантов решения, мотивировка необходимости его принятия и исполнения, убеждение в этом коллектива. На этом этапе проводится сбор мнений, оценок по предложенному проекту решения, творческое обсуждение его основных положений, анализ сделанных замечаний, предложений и возражений, коллективная работа над проектом решения.
При выработке решений перспективно-принципиального характера рекомендуется ознакомить коллектив с проектом решения заранее, размножив по количеству участников предстоящего обсуждения. После проработки и оценки альтернатив наступает самый ответственный момент — выбор наилучшего по всем показателям варианта.
IVэтап — окончательная устная и письменная корректировка решения, придание ему официального значения посредством "перевода" в приказ, распоряжение, указание, совет и др.
Еще о педагогике:
Формирование у старших дошкольников представлений о
геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр
В контрольной группе продолжалось обучение по программе. В экспериментальной группе проводится формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать исследовательскую работу по формированию у старших дошкольников ...
Детский церебральный паралич: характеристика
дефекта, его причины и формы
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу из них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не тол ...
Театрально-игровая деятельность как средство развития
лидерских качеств детей подросткового возраста
Цель формирующего этапа эмпирического исследования - подбор мероприятий с использованием театрально-игровой деятельности, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста. Театрально-игровая деятельность проводились при условиях: ненасильственности общения, положительный хара ...