Управление дошкольным образованием осуществляется путем сбора и анализа информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса, принятия соответствующих управленческих решений заведующим или коллегиальными органами и передачи необходимых распоряжений по их исполнению.
Каждое действие заведующего должно основываться на знании обстановки, на исчерпывающейся информации о вопросе, по поводу которого принимается решение. Он должен своевременно организовать сбор и обработку информации.
Для сбора информации используются различные методы: имеющаяся информация, накопленная в результате наблюдения и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми и на основе оперативного контроля за работой всех сотрудников, беседы с работниками, социологическое исследование (тестирование, анкетирование и др.); деловые игры, заслушивание отчетов работников, доклады на педсовете, изучение документации и др. При анализе меняются сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, индуктивные и дедуктивные умозаключения, различные методы доказательств.
Все выводы должны базироваться только на проверенных научных положениях. Достаточно подлый анализ позволяет приступить к формулировке возможных вариантов решения.
Информация, необходимая для принятия решения может быть получена заведующим и от других лиц (старшего воспитателя, медицинской сестры, воспитателей, родителей и т.д.) или добыта им самим. Информация позволяет решить не только суть вопроса, но и причины его возникновения.
На II этапе осуществляется четкое формулирование цели и задач решения, необходимых условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге должно появиться письменное изложение основных позиций решения, схемы, диаграммы, графики, логически и наглядно отражающие замысел решения и пути его реализаций.
После определения целей создаются группы исполнителей из специалистов для разработки вариантов решения. В каждом из вариантов по возможности должны формулироваться составные части решения, цели и задачи. Изучаются основные пути, средства достижения поставленных целей, имеющиеся возможности: трудовые, материальные, финансовые, научные идеи. Особо учитывается фактор времени. Прорабатываются возможные варианты между группами детского сада, разными категориями работников и отдельными воспитателями.
Подготовленные варианты решения целесообразно обсудить в кругу компетентных лиц, на заседании профбюро. Такое обсуждение обеспечивает проверку и оценку вариантов решения, способствует уточнению и обогащению, помогает выбрать правильный вариант, мобилизовать актив коллектива к действию по реализации решения.
При подготовке вариантов решения руководителю важно стремиться к тому, чтобы в нем принимали участие не просто компетентные лица, но прежде всего люди с различными точками зрения на обсуждаемый вопрос.
Начальник районного управления образования должен терпеливо выслушивать мнения и предложения всех участвующих в обсуждении лиц, не перебивать и не останавливать их насмешками.
В начале обсуждения и в ходе его целесообразно не высказывать точку зрения, если это может оказывать психологическое давление на подчиненных.
III этап – обнародование подготовленных вариантов решения, мотивировка необходимости его принятия и исполнения, убеждение в этом коллектива. На этом этапе проводится сбор мнений, оценок по предложенному проекту решения, творческое обсуждение его основных положений, анализ сделанных замечаний, предложений и возражений, коллективная работа над проектом решения.
При выработке решений перспективно-принципиального характера рекомендуется ознакомить коллектив с проектом решения заранее, размножив по количеству участников предстоящего обсуждения. После проработки и оценки альтернатив наступает самый ответственный момент — выбор наилучшего по всем показателям варианта.
IVэтап — окончательная устная и письменная корректировка решения, придание ему официального значения посредством "перевода" в приказ, распоряжение, указание, совет и др.
Еще о педагогике:
Роль взрослого в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в
условиях дома ребенка
Предметная среда, окружающая ребенка, даже организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет о ...
Организационные
требования к построению пространства кабинета информатики
В данном параграфе мы рассмотрим, как организационные требования к построению пространства кабинета информатики влияют на успешное обучение в школе. В настоящее время информатизация общества и образования выступает в качестве средства интенсификации процесса обучения, совершенствования его форм и м ...
Структура содержания начального курса географии
Учебный предмет «География» обычно включает следующие четыре школьных курса: «Начальный курс географии» (6–7 классы); «География материков и стран» (8–9 классы); «География Беларуси» (10 класс); «Общая география» (11 класс). «Начальный курс географии» имеет главную цель – в самой общей форме дать п ...