Управлять дошкольным образованием – это значит целенаправленно воздействовать на управленческую систему дошкольного образовательного учреждения, а через нее – на воспитательно-образовательный процесс, для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста.
Согласно теории управления, процесс управления начинается с постановки и задач и заканчивается выполнением этих задач, достижением определенного результата. Затем на основе информации о результатах деятельности ставится новая цель и цикл возобновляется. С позиций основных понятий деятельности управленческий цикл можно представить как трех стадийный процесс: цель — средство — результат.
При осуществлении каждого цикла субъект управления совершает ряд сменяющих друг друга операций, следующих друг за другом до завершения данного цикла.
Единичных циклов управления в обществе множество. Они отличаются продолжительностью во времени, поставленными задачами, путями и методами решения этих задач.
В дошкольном образовании можно выделить следующие управленческие циклы: с момента поступления ребенка в детский сад и до выхода из него, годовой, квартальный, месячный, от педсовета до педсовета, дневной и др.
Отличаясь друг от друга по содержанию все направления деятельности заведующего имеют общую последовательность в своей реализации: постановку цели, разработку плана, распределение заданий, определение ответственных, инструктаж, получение информации о ходе выполнения задач, контроль и учет. Управленческий цикл с его этапами является процессуальной стороной реализации всех направлений деятельности заведующего и других организаторов дошкольного учреждения. Рассмотрим какие действия характерны для любого управления.
Важное место в процессе управления принадлежит управленческому решению.
Управленческое решение – это программа действий, выраженная в директивной форме. Всякое решение определяет цель, к достижению которой обязан стремиться руководитель или коллектив, средства достижения этой цели (материальные, трудовые, финансовые, моральные), а также формы координации всех подразделений, участвующих в реализации решения.
Решение принимается при наличии проблематичной ситуации, характеризующейся различием между необходимым и существующим положением дела.
Управленческие решения выполняют ряд функций:
· направляющую: устанавливает цели и задачи развития до школьного учреждения;
· обеспечивающую: определяет те пути и средства, которые де лают возможным развитие педагогического процесса в требуемом направлении при высокой эффективности труда педагогов и использовании возможностей детского сада;
· координирующую и организующую: определяет порядок, ре жим работы учреждения, место отдельных сотрудников в реализации данного решения;
· стимулирующую: меры материального и морального поощрения при достижении поставленных целей и задач.
Управленческие решения различаются по степени охвата и сложности проблем, по длительности их реализации, по значению и месту в функционировании дошкольного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.
Так, в зависимости от характера целей решения условно можно разделить за перспективные (определяющие основные пути развития дошкольного учреждения на относительно длительный период) и текущие (призванные обеспечить достижение ближайших целей, разрешение частных задач).
В группе перспективных решений можно выделить:
1. Нормативно-организационные решения. Они связаны с регламентацией всего распорядка текущей деятельности дошкольного учреждения и носят постоянный характер, действуют длительное время и меняются с изменением условий работы учреждения. К ним относятся циклограммы основных мероприятий и работы управленческого персонала, правила внутреннего трудового распорядка, устав управления образования, режим дня, графики работы сотрудников и т.д.
Еще о педагогике:
Школьный балл - проблемы и решения
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она ...
Роль векторного пространства в формировании пространственного мышления учащихся
основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...
Этапы проектной деятельности
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления получен ...