Смысл программы деятельности социального педагога сводится к следующему:
1. Необходимо тщательное изучение семей, в первую очередь нравственно-психологического климата семьи в них и педагогической просвещенности. Необходима дифференциация семей по типам:
- конфликтные;
- педагогически несостоятельные;
- аморальные.
2. Единственно правильный путь повышения эффективности «домашнего воспитания» - это создание в семье благоприятной нравственно-трудовой атмосферы, при которой родители относятся друг к другу с любовью, доверием и уважением.
Достижение этой цели возможно путем работы над ростом педагогической культуры родителей и их авторитета в семье.
Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье - это устранение причин и условий, которые могут вести к созданию конфликтности во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной психолого-педагогической помощи.
Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное взаимодействие ее с дошкольным учреждением.
Необходимое звено в таком взаимодействии - воспитательная работа в семье по месту жительства, организация и содержание которой подчинены единым целям и общепедагогическим принципам формирования подрастающего поколения.
«Инструментом» воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам и группам (в первую очередь семье) в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.
Программа
1. Знакомство с микрорайоном и культурными учреждениями в данном микрорайоне. Составление паспорта микрорайона.
2. На основе анализа социального паспорта района разработать план действий с общественными институтами.
3. Знакомство с семьей и ее ближайшим окружением.
а) составление паспорта семьи:
- имена и дни рождения семьи;
- национальность, и язык, на котором говорят в семье;
- вероисповедание;
б) структура семьи:
- члены малой и большой семей;
- взаимоотношения между родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;
- связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).
в) окружение семьи:
- район проживания;
- социально-экономический статус;
- взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;
- дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;
- референтные группы; системы связей, влияние на членов семьи.
г) функционирование семьи:
- образцы коммуникации;
- образцы принятия решений.
д) ролевая деятельность семьи:
- кто ведет хозяйство;
- кто заботится о детях;
- кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.
е) история развития семьи:
- стадия развития семейной жизни;
- важные события в жизни семьи.
в) потребности и проблемы семьи:
- индивидуальные потребности семьи;
- потребности подсистем семьи;
- потребности и проблемы семьи;
г) позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи:
- чего хочет семья и ждет от социального педагога;
- каковы планы семьи;
- каковы возможности семьи в плане изменений;
- реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.
3. Определение социального статуса семьи (образовательный ценз, жилищные условия, состав семьи).
4. Диагностика внутрисемейных отношений:
- методика ТОРО, АСВ.
5. Определение психологического климата семьи и воспитательного потенциала:
- анкета «Искусство жить с детьми» и методика Билонес и Голубева.
6. Коррекционная работа с педагогически несостоятельными семьями, создание педагогической гостиной:
- создание клубов, но интересам;
- совместные праздники семей и сотрудников д/с;
- индивидуальная работа.
7. Работа с детьми:
а) методом включенного наблюдения определить положение каждого ребенка в коллективе (гониометрии Коломенского «Два домика»);
б) выявление лидера, комфортной группы, «отверженных»;
в) изучить положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками (методика КРС);
г) коррекционная работа с дезадаптированными детьми:
- индивидуальная работа;
- игры с нравственным аспектом;
- посещение на дому;
Еще о педагогике:
Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у
дошкольников с общим недоразвитием речи
На основании результатов анализа описанных в 3-ей главе результатов изучения состояния словообразования глаголов у детей с ОНР, по сравнению со сверстниками без речевой патологии, нам удалось выяснить, что дошкольники с ОНР обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических ха ...
Условия для формирования правильной осанки в ДОУ
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая включает в себя целый комплекс мероприятий. Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в детском ...
Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников
и их отношения к астрономии
Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, в котором приняли участие 7 учеников 9-х, 59 учеников 10-х, 61 ученик 11-х как общеобразовательных, гуманитарных, так и физико-математических классов (14-15-16-17 лет), а также более подробное диагностирование уровня сформированности мировозз ...