В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, доходчивость и наглядность, передача главного, характерного в изображаемых объектах.
Ясно, что преподаватель изобразительного искусства должен уметь рисовать быстро, за несколько минут изображать наиболее существенное и типичное в натуре, выделять в натуре то, что представляет наибольшую важность для данного объяснения.
Набросок (crodue - франц., Entwurf - нем., sketch – англ.) - монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, чаще всего не зависящий от самого рисующего.
Зарисовка - наиболее полное, чем набросок, но отнюдь не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок.
Различие между наброском и зарисовкой заключается не только во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется сначала до конца только с натуры, набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.
Наброски с натуры.
Набросок по наблюдению с натуры может быть выполнен от начала до конца при одном непременном условии - полной неподвижности натуры. К неподвижной позирующей натуре, прежде всего, безусловно, можно отнести всю неживую натуру (например: отдельные предметы, произведения искусства, скульптурные изображения, архитектурные сооружения, украшения, овощи, фрукты, цветы, деревья, а так же специально позирующую живую модель - человек.
Конкретная цель наброска - это графически зафиксировать итог наблюдения.
Наброски комбинированные (сначала с натуры, потом по памяти).
Как только натура начинает двигаться, менять свое положение или совсем исчезает, то для завершения наброска приходится призывать на помощь зрительную память. Набросок, начатый с натуры, а законченный уже без неё, по памяти, является (комбинированным).
Наброски по памяти.
Необходимость вести наброски, опираясь только на зрительную память, возникает тогда, когда внешние условия позволяют только наблюдать, но не рисовать непосредственно с натуры.
Наибольшего напряжения зрительной памяти рисующего требуют наброски с быстро движущегося человека и особенно наброски с группы людей, находящихся в разном по характеру и скорости движения (например, наброски эпизодов спортивных игр - баскетбол, футбол, хоккей).
Наброски по представлению.
Не связанны с непосредственным наблюдением натуры. Они исполняются лишь на основе ранее воспринятых, устойчивых образов предметного мира и явлений, осевших в сознании.
Рисующему по представлению, для того чтобы решить самую простую задачу, сделать по представлению набросок обыкновенного стула, стоящего на полу, надо помнить его форму, его конструкцию и отношение основных размеров.
Наброски комплексные (с применением всех способов) - самый сложный тип учебных набросков.
Необходимость применять комплексный способ, возникает при исполнении набросков с многих одновременно движущихся объектов, в частности с групп людей о особенности, когда при этом приходится искать и фиксировать наброски взаимоотношение людей, составляющих групп.
Наброски по воображению - это очень обобщенный набросок, эскиз, в котором воплощается художественный образ, возникающий графический результат художественного воображения.
Зарисовки являются одним из видов краткосрочного рисунка. Рисовать у художника - это примерно то же, что у писателя - "записать". Обычно зарисовка исполняется для какой-то части композиционного эскиза. Если замысел образа и его решение в наброске - эскизе уже имеется, то такую зарисовку называют направленной.
Еще о педагогике:
Значение животного мира в природе и жизни человека
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Оно позволяет понять, как правильно создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошколь ...
Методические аспекты изучения линий второго порядка в школьном курсе
алгебры 7-9 классов
Анализ содержания темы «Линии 2го порядка» в школьных учебниках. (учебники по алгебре под редакцией Г. В. Дорофеева, Ш. Ф. Алимова, А. Г. Мордковича) Обязательной и неотъемлемой частью учебного процесса, а также изучения линий второго порядка является тематическое планирование и учебники. Из анализ ...
Обзор технологии индивидуального подхода в обучении
Чрезвычайно актуален сложный вопрос о единстве, различии и взаимоотношениях возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношей. Учет возрастных особенностей важен в воспитании и обучении вообще и в реализации индивидуального подхода в частности. Во-первых, через определенные возрас ...