Специфика формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Специфика формирования мировоззрения школьников

Страница 3

Мировоззрение проявляется не только философии и религии, но также и в искусстве, в науке, политике и хозяйстве. Оно есть корень, из которого они проистекают или которым по крайней мере питаются. Оно есть нить, которой всякое духовное бытие онтологически прикреплено, как духовное бытие, к мировому целому, одинаково, идет ли речь о субъективном духе, т.е. о личности отдельного человека, или о творениях искусства, науки и других областей объективного духа. Через мировоззрение они являются укорененными в жизни и в истории, оно сообщает им их "экзистенциальный" характер. Только мировоззрение дает человеку сознание своего места в мире и тем самым "почву" в жизни, возможность выйти из себя самого, оставаясь вместе с тем самим собой.

Авторы сборника «Педагогические теории, системы, технологии» дают наиболее полное определение понятия ''мировоззрение'', включающее философский, социальный и психологический подходы. « Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

«Выражая личность человека, мировоззрение субъективно. Выражая «историческую ситуацию», в которую человек погружен, оно «эпохально». Но, связуя личность человека и историческую ситуацию с иррациональным всеединством мирового целого, оно вместе с тем есть творческий порыв к преодолено этой двойной частичности.»

Мировоззрение человека, базирующееся на его непосредственном жизненном опыте, всегда характеризуется: 1) недостаточной систематичностью, эклектичностью, 2) содержанием фрагментов разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементов философии и мифологии, 3) возникновением трудностей в объяснении окружающего мира (человек часто даёт неадекватные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренческого характера, или не в состоянии ответить на них вообще), 4) многовариантностью (сильно зависит от изменений, происходящих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения), 5) религиозностью или безрелигиозностью, причем в первом случае его разработка осуществляется с опорой на теологию, 6) изменением содержания в зависимости от условий жизни человека.

В обществе издавна существовало сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача решается многими людьми, часто различных поколений в русле определенной традиции, той или иной философии. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нём основу не только духовною единения, но и программ конкретных действии но преобразованию общества.

В любом обществе всегда много разнообразных философских доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и его будущее. Они дают не только разные решения обсуждаемых проблем, no u по-разному решают вопрос о самом их выделении, по-разному определяют области своей компетенции. Радикально отличаются, например, друг от друга экзистенциалистская и позитивистская философия, многообразные направления религиозной философской мысли и атеистические философские концепции.

Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от обществ, отношений. Государство берёт на себя обязанность предоставить каждому условия для овладения фундаментальными знаниями о природе, обществе, человеке, необходимыми для свободного и осознанного выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций и защищает только ценности, отражённые в конституции страны, в международных правовых нормах. Такая идеология закладывается в основу государственной системы образования и служит базой для деятельности государственных учреждений и средств массовой информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Проблемы курса астрономии вшколе. Результаты анкетирования учителей
Преобразования в образовании последних 10-ти лет (1990-2002гг.) во многом изменили курс преподавания астрономии в школе. Приказ министра образования РФ от 30.06.99 г. № 56 «об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования», построенный на принципах гуманитариза ...

Заголовок как сильная позиция текста
В современной лингвистике текста под сильными позициями подразумевается «специфическая организация текста, обеспечивающая выдвижение на первый план важнейших смыслов текста . установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном, усиление эмоциональности и эстетического эффекта, уст ...

Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности
Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств. Об определяющей роли учите ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru