Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку при обучении их в школе.
Основными задачами коррекционно-логопедической работы являются:
практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;
формирование правильного произношения;
развитие связной речи.
Логопедические занятия являются одной из основных форм коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.
Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
занятия по формированию словарного запаса;
занятия по формированию грамматического строя.
Основными задачами этих занятий являются:
развитие понимания речи;
уточнение и расширение словарного запаса;
формирование обогащающих понятий;
формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.
Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами этих занятий являются:
формирование правильного произношения звуков;
развитие фонематического слуха и восприятия; навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Занятия по развитию связной речи.
Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию.
Методика коррекции нарушений звукопроизношения.
Коррекция нарушений произношения у умственно отсталых дошкольников является длительным и сложным процессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью закрепления новых условных связей. У умственно отсталых детей наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.
Большое внимание уделяем развитию общей мелкой и речевой моторики, воспитанию слухового внимания, восприятия, памяти.
Коррекция нарушений звукопроизношения связывается с формирование речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного недоразвития речи. При коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей учитываются особенность протекания у них психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, качественное своеобразие памяти, мышления, слабость мотивации и интересов).
Предварительный этап.
Предварительный этап является продолжительным. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания.
Учитывая особенности просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.
Еще о педагогике:
Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями
слуха
Экспериментальная работа проходила в 1"А" классе школы-интернат №22 II вида. В работе принимали все учащиеся класса (пять человек). У четырех детей наблюдались значительные проблемы в развитии речи и словесно-логического мышления. В группе не было воспитателя, поэтому воспитание во внеуро ...
Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной
школы
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение проявлений дисграфии и ее видов. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать апробированные диагностические методики для выявления состояния процесса письма у детей младшег ...
Особенности организации учебного процесса
Кредитная система обучения – образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Кредит – унифицирова ...