Специфика формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Специфика формирования мировоззрения школьников

Страница 4

Характер мировоззрения человека онтогенетичен, в нём всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Здесь уместно говорить о мировоззрении эпохи.

На протяжении многих тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое мировоззрение. Синкретическая культура того времени цементировалась мифами, которые передавались из поколения в поколение и в которых рассказывалось о происхождении мира, животных, человека, о деяниях богов, описывались события, относящиеся к давно минувшему, но имеющие решающее значение для сегодняшнего дня, отражалось единство рода, закреплялись все нормы поведения людей Однако мировоззрение того времени было слабо систематизировано, традиционно, включало в себя значительную долю обратных и эмоциональных компонентов.

По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме общественного сознания – философии, и систематически развитое и обосновываемое мировоззрение стало создаваться на её основе. В других сферах культуры, таких, как наука, литература, искусство, религия, также приобреталось мировоззренчески ценное знание, правда в контексте специальных задач соответствующих видов человеческой деятельности, в их языке. И, конечно, оно не могло быть ни систематизированным, ни в достаточной мере обоснованным.

В Древней Греции родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами. Первые образцы рационально построенного мировоззрения несли на себе отпечаток мифологического сознания. Пифагор – великий математик и философ древности, рассматривавший мир как гармонию чисел, вместе с тем верил в бессмертие, единство всех живых существ, строго следовал предписаниям братства, которое сам основал: «не смотрись в зеркало около огня», «не ходи по большой дороге», «не поднимай то, что упало; «сердца не ешь .». Каждый философ стремился построить целостное мировоззрение, но монопольное положение в культуре (в силу плюралистичности философии) он не занимал. И по сей день важнейшей особенностью развития философии является то, что она ни в одни период истории не воплощалась и в одной системе.

Мировоззрение средних веков Европы сложилось в результате синтеза христианства и культуры. Его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисленных религиозных верований, что привело в итоге к возникновению мировой монотеистической христианской религии. Особая роль здесь принадлежала иудейской религии, которая не только в наиболее чётком виде развила идею единобожия, но и в 3—2 вв. до н. э. смогла отобразить свои основоположения в единой Священной книге. Духовная культура этого времени – это многомерный и вместе с тем целостный мир со своими гармониями и оппозициями, творческими успехами и поражениями, нравственными подвигами и страданиями. Она была пронизана религиозным чувством, которое указывало путь к пониманию действительности и самого человека, придавая смысл его жизни.

В средневековой культуре наивысшим авторитетом в понимании Священного писания и его интерпретации пользовались отцы церкви — христианские мыслители 2—3 вв., в работах которых была развита христианская теология и соответствующая ей философия. Они задали образцы восприятия действительности, к которым считалось необходимым постоянно обращаться, чтобы не потерять верного пути. Мировоззрение этой эпохи, несомненно, обладало определённой целостностью. Мир земной и сверхчувственный были нераздельны, а слово не менее реально, чем вещь. Магическое единство человека и вещей, ему принадлежавших, единение живых и мёртвых, человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей. Конечно, мировоззрение средних веков, охватывавших столь большой временной интервал, не могло не измениться. Наиболее характерны в этом плане взаимоотношения между философией и теологией. В раннем средневековье философия, по существу, растворялась в теологии. Затем она всё в большей степени приобретала самостоятельность в качестве диалектики—некоей «технической» науки, обслуживавшей богословие. В 12—14 вв. философия возвратила себе утраченную суверенность в решении мировоззренческих вопросов, заявляя свое право на истину наряду с теологией. Выражением этих претензий явилась теория «двух истин», которую разделяли многие мыслители того времени. (Хорошим примером здесь может послужить представление о Земле и Мире как о «тверди небесной над покоящейся плоской твердью земной» с маленьким добавлением - где-то на земле есть древо мира, которое может увидеть лишь праведник /Германская легенда/. А принятие индийского варианта мироустройства в безсимволическом смысле лишь подтверждало данную точку зрения. /В действительности мировой океан символизирует бесконечность, переплетённую с вечностью, черепаха – жизненную мудрость, а три кита, держащих землю – красоту, добро и истину/).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время
1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе Задачи: 1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность 2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе ...

Решение текстовых задач алгебраическим методом по Г.Г. Левитасу
Левитас Г.Г. использует следующий способ обучения школьников алгебраическому методу решения текстовых задач. Текстовой задачей, по его словам, назовем не математическую по фабуле задачу, решаемую математически. Например, задача «У Кати и Поли вместе 12 кукол; у Кати на две куклы меньше. Сколько кук ...

Организация эффективного контроля знаний
Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном кон­троле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельно ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru