Специфика формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Специфика формирования мировоззрения школьников

Страница 5

В эпоху Возрождения, а затем Просвещения в общественном сознании утверждается вера в силы человека, его разум, в науку. Человек ставится в центр мира, на смену мрачному средневековью приходит время торжества разума, науки. Человек сам творит свою судьбу всё, что он делает, должно опираться на разум, на знание. Знания - это сила. Они дают возможность использовать природные богатства, многократно увеличивают не только физическую силу человека, - но и его интеллектуальные способности.

Всё в мире причинно обусловлено и подчинено Законам. Нужно уметь их открыть, и тогда видимый хаос и произвольность явятся перед нами высшей гармонией. Только на основе механики, опираясь всего на несколько фундаментальных её принципов и законов, можно понять с единой точки зрения и движение небесных тел, и физические процессы, протекающие на Земле, относящиеся к движениям и твёрдых тел, и жидкостей, и газов. Аналогичные результаты может дать изучение общественных явлений искусства, религии и самого человека. Таковы общие черты мировоззрения эпохи Просвещения. Они определили стиль мышления того времени, то интеллектуальное пространство, в котором осуществлялась духовная жизнь Европы.

Что же характерно для мировоззрения постиндустриальной эпохи? Современный мир буквально создан па основе науки. Масштабы научно-технического прогресса и развитие образования просто несоизмеримы с тем, что происходило в 18 веке.

Современные представления о мире сложились, но сути дела, целиком на основаниях достижений науки 20века. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, квантовая механика – причинно-следственных связей. Космология нарисовала удивительную историю эволюции Метагалактики, происходившую 20 млрд. лет, раскрыла единство и целостность космоса, проявляющиеся во взаимосвязи фундаментальных физических взаимодействий. Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетичную теорию, на основе которой удалось понять механизмы образования и изменения видов живых организмов, а тем самым и единство всего живого. Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но в неживой природе. Математика, химия, информатика, языкознание, психология и другие науки также внесли немалый вклад в современную научную картину мира. Ни в одном столетии в прошлом понимание мира человеком не претерпело столь значительных изменений. И все же самые важные, волнующие людей проблемы принесла не наука, а реальная история.

Сегодня существует огромное многобрачно философских построений. Однако немногие из них претендуют на создание целостного мировоззрения, ограничиваясь рассмотрением лишь отдельных, хотя и важных проблем философии. Всё более популярной становится точка зрения, что «в силу огромных масштабов и разнообразия современных научных знаний и их быстрого приращения целостное мировоззрение вообще невозможно сегодня построить». В.И. Купцов, автор статьи «Мировоззрение» в РПЭ считает, что как бы ни были сегодня многообразны мировоззренческие ориентации людей, именно для нашего времени характерно:

всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свобод;

свободы совести и выбора мировоззрения;

осознание огромного значения науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни, для формирования современного мировоззрения;

признание высокого предназначения научного знания религией (в будущем предполагается их союз);

всё возрастающая ценность образования, с ним связывают перспективы целостного духовного развития общества;

стойкое неприятие большинством людей любых проявлений догматизма;

высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением современных суеверий и мифов;

возрастание духовной апатии и нравственного нигилизма наряду с духовной раскрепощённостью;

чувство одиночества в этом динамичном взаимосвязанном насыщенном мире;

большинство людей не планете охватывает тревога за будущее;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Программа и структура эмпирического исследования
Приход в школу знаменует собой новый этап в жизни ребенка. Он оказывается в новой для него социальной ситуации, которая, прежде всего, связана с учителем, как наиболее значимым взрослым в этот возрастной период. Со временем учитель и ученик все больше вступают в контакты, строят межличностные отнош ...

Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха
Трудности спонтанного развития игровой деятельности детй с нарушением слуха обуславливают необходимость специального методического руководства. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формир ...

Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru