Специфика формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Специфика формирования мировоззрения школьников

Страница 5

В эпоху Возрождения, а затем Просвещения в общественном сознании утверждается вера в силы человека, его разум, в науку. Человек ставится в центр мира, на смену мрачному средневековью приходит время торжества разума, науки. Человек сам творит свою судьбу всё, что он делает, должно опираться на разум, на знание. Знания - это сила. Они дают возможность использовать природные богатства, многократно увеличивают не только физическую силу человека, - но и его интеллектуальные способности.

Всё в мире причинно обусловлено и подчинено Законам. Нужно уметь их открыть, и тогда видимый хаос и произвольность явятся перед нами высшей гармонией. Только на основе механики, опираясь всего на несколько фундаментальных её принципов и законов, можно понять с единой точки зрения и движение небесных тел, и физические процессы, протекающие на Земле, относящиеся к движениям и твёрдых тел, и жидкостей, и газов. Аналогичные результаты может дать изучение общественных явлений искусства, религии и самого человека. Таковы общие черты мировоззрения эпохи Просвещения. Они определили стиль мышления того времени, то интеллектуальное пространство, в котором осуществлялась духовная жизнь Европы.

Что же характерно для мировоззрения постиндустриальной эпохи? Современный мир буквально создан па основе науки. Масштабы научно-технического прогресса и развитие образования просто несоизмеримы с тем, что происходило в 18 веке.

Современные представления о мире сложились, но сути дела, целиком на основаниях достижений науки 20века. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, квантовая механика – причинно-следственных связей. Космология нарисовала удивительную историю эволюции Метагалактики, происходившую 20 млрд. лет, раскрыла единство и целостность космоса, проявляющиеся во взаимосвязи фундаментальных физических взаимодействий. Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетичную теорию, на основе которой удалось понять механизмы образования и изменения видов живых организмов, а тем самым и единство всего живого. Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но в неживой природе. Математика, химия, информатика, языкознание, психология и другие науки также внесли немалый вклад в современную научную картину мира. Ни в одном столетии в прошлом понимание мира человеком не претерпело столь значительных изменений. И все же самые важные, волнующие людей проблемы принесла не наука, а реальная история.

Сегодня существует огромное многобрачно философских построений. Однако немногие из них претендуют на создание целостного мировоззрения, ограничиваясь рассмотрением лишь отдельных, хотя и важных проблем философии. Всё более популярной становится точка зрения, что «в силу огромных масштабов и разнообразия современных научных знаний и их быстрого приращения целостное мировоззрение вообще невозможно сегодня построить». В.И. Купцов, автор статьи «Мировоззрение» в РПЭ считает, что как бы ни были сегодня многообразны мировоззренческие ориентации людей, именно для нашего времени характерно:

всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свобод;

свободы совести и выбора мировоззрения;

осознание огромного значения науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни, для формирования современного мировоззрения;

признание высокого предназначения научного знания религией (в будущем предполагается их союз);

всё возрастающая ценность образования, с ним связывают перспективы целостного духовного развития общества;

стойкое неприятие большинством людей любых проявлений догматизма;

высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением современных суеверий и мифов;

возрастание духовной апатии и нравственного нигилизма наряду с духовной раскрепощённостью;

чувство одиночества в этом динамичном взаимосвязанном насыщенном мире;

большинство людей не планете охватывает тревога за будущее;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Анатомия птиц, полёт птиц
Одним из основных отличий пернатых от других групп позвоночных, является способность летать. Существует относительно небольшое количество (около 60 видов) нелетающих либо почти нелетающих птиц, однако все они в процессе эволюции так или иначе утратили это качество, которое имели их предки. Умение п ...

Обзор методической литературы
Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождени ...

Подходы к оцениванию в разных системах образования
Великобритания. Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - & ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru