Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе

Статьи о педагогике » Изучение личности ребенка в педагогическом процессе » Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе

Страница 1

Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармонично включаются в воспитательную работу, не травмируют детей.

Диагностика воспитанности - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

Через диагностику педагог устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика.

Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, педагогу обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Изучение коллектива проводится постоянно. Классный коллектив как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями.

Педагог диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и качеств школьников.

Содержание диагностики зависит также от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников и опираясь на сенситивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии.

Критерий воспитанности - это теоретически разработанные учеными показатели уровня сформированности различных качеств личности. Мы используем авторскую концепцию М.И. Шиловой, в которой на основе квалиметрического подхода были разработаны целостные диагностические программы изучения воспитанности. В этих программах авторские критерии воспитанности были выражены через выбор конкретных показателей - единиц наблюдения.

Оформляются в виде шкалы наименований. Если степени проявления качества присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом.

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся.

Отношение

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Ярко проявляются

Слабо проявляются

Не проявляются

К обществу

Общественная активность

Регулярно читает газеты, слушает передачи по радио и телевидению, политически хорошо осведомлен, активен в общественной деятельности

Политически недостаточно осведомлен, нерегулярно читает газеты, требует постоянного побуждения со стороны общественного мнения и старших

Политически мало осведомлен, нерегулярно читает газеты, даже если этого требуют старшие

Долг и ответствен-ность

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно и с желанием, требует такого же отношения от других

Неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны учителя или товарищей

Уклоняется от общественных поручений, безответственен

Бережливость

Бережет школьное имущество, стремится побудить к этому и других

Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стоны учителя, старших товарищей

Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его только после настоятельных требований

Дисциплини-

рованность

Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей

И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину

К труду

Ответственное отношение к учению

Учится в полную меру сил, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

Учится не в полную меру сил, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

Несмотря на контроль не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

Отношение к общественно-полезному труду

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию, умело организует труд других

Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны взрослых и товарищей

Не любит труд, стремится уклониться от него, даже при наличии требований и контроля

К людям

Коллективизм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

Необщительный, эгоистичный

Доброта и отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, организует на добрые дела товарищей

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив

Недоброжелате-лен, груб с товарищами

Честность и правдивость

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признается в своих проступках и того же требует от других

Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими или товарищами

Часто неискренен, обманывает учителей, старших

К себе

Простота и скромность

Прост и скромен, одобряет эти качества у других

Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

«Активные" методы обучения
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Из таких методов наибол ...

Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...

Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности
Работа по оптимизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическим состоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта. В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления: Совершенс ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru