Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе

Статьи о педагогике » Изучение личности ребенка в педагогическом процессе » Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе

Страница 5

Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития — становление человека как биологического вида и социального существа.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Факторы формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на становление личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Изучение личности ребенка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности ребенка, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Вполне естественно поэтому, что каждому возрасту присущи также свои возможности и ограничения в развитии.

Для изучения личности ребенка педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами. Эти методы гармонично включаются в воспитательную работу, не травмируют детей. Выделяют диагностику воспитанности и диагностику одаренности. Диагностика воспитанности - это оценочная процедура, направленная на выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса. Выявлено три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Диагностика одаренности ребенка позволяет выявить особенности характера, направленности интересов и склонности ребенка. Полученные суммы баллов, на основании анкетирования, являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще о педагогике:

Понятие оценивания в образовании
«Оценка – это правильное кровообращение без неё неизбежны застои и болезненные явления». Н. Островский. Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим р ...

Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...

Оригами как средство развития творческих способностей
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникал ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru