Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития — становление человека как биологического вида и социального существа.
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств.
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Факторы формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на становление личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.
Изучение личности ребенка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности ребенка, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Вполне естественно поэтому, что каждому возрасту присущи также свои возможности и ограничения в развитии.
Для изучения личности ребенка педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами. Эти методы гармонично включаются в воспитательную работу, не травмируют детей. Выделяют диагностику воспитанности и диагностику одаренности. Диагностика воспитанности - это оценочная процедура, направленная на выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса. Выявлено три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).
Диагностика одаренности ребенка позволяет выявить особенности характера, направленности интересов и склонности ребенка. Полученные суммы баллов, на основании анкетирования, являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере.
Еще о педагогике:
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...
Что является предметом и что – объектом педагогики
Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Педагогическая отрасль знаний является едва ли не само древней и по существу неотделима ...
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость. Дошкольники испытывают чувство любви, н ...