Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Статьи о педагогике » Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью » Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Страница 5

этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого звука:

уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

выделение звука на фоне слога, слова, определение места звука.

На втором этапе сравниваем конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое место отвожу развитию фонематического анализа и синтеза.

Методика коррекции нарушений лексико- грамматической стороны речи.

Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем.

Развитие лексики.

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представления об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса уточнение значения слова, расширения семантики слова, особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях мы уточняем значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, ,домашние и дикие животные и др.

Примерные задания.

Назвать одним словом все предметы.

Назвать овощи и фрукты и т.д.

Найти лишнюю картинку (морковью лук, самолет, капуста).

Разложить картинки на две группы (животные, растения).

Отгадывание загадок. Предлагаю загадки с использованием обобщающих слов. Например: Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки (гусь). Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка).

Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Домашнее животное, маленькое, пушистое (кошка).

В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Для этого использую различные игры.

«Кто как. передвигается»

Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.

«Кто как голос подает».

Корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает, медведь рычит.

«Какие звуки издает»

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест»

Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, корова жует сено, курица клюет зерно.

«Кто что делает»

Учитель учит, врач лечит, повар варит, художник рисует, маляр красит.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый) величину (большой, маленький), форму (круглый, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие величину (высокий, низкий), толщину (широкий, узкий) вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

Провожу работу над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево -деревянный, береза -березовый, стекло - стеклянный, бумага - бумажный, мех - меховой и т.д.) Эта работа тесно связана с развитием словообразования.

Советую такие приемы работы:

1. Описание предметов (по цвету, форме, величине). Детям предлагаю картинки и задаю вопросы: Какой огурец? Какой мяч?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Живой пример окружающих взрослых
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добр ...

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебн ...

Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
Самостоятельность в педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действо ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru