Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Статьи о педагогике » Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью » Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Страница 8

1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком картин.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. На этом этапе создаются предпосылки над творческим рассказыванием.

Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.

Данные, полученные в процессе изучения научной литературы и из проведенного педагогического эксперимента с умственно отсталыми детьми свидетельствуют, что развитие речи у этой категории детей осуществляется, прежде всего, в процессе активного общения ребенка со взрослым, а также в русле ведущей деятельности, поскольку именно в ходе овладения данными средствами познания окружающего мира, у ребенка возникает потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов.

Дети с нарушенным интеллектом, прошедшие курс по развитию общения приобретают навыки отвечать на вопросы, составлять по картинке рассказ с помощью педагога – как по одной картинке, так и по серии последовательных картинок, обобщать предметы в группу по существенному признаку с помощью педагога, умеют построить фразу, называют и различают с помощью взрослого изображенные на картинке предметы, умеют обращаться с людьми при помощи речи, обращаются с вопросами и просьбами.

В связи со сказанным становится ясно, что дети с недостаточностью интеллекта не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

В процессе проведенной коррекционно-логопедической работы по предлагаемой системе, проходившей обучения, наблюдалась положительная динамика у 87% (13 чел.) детей с умственной отсталостью .

Основной формой работы являлись подгрупповые (2-3 ч.) и индивидуальные занятия . по завершению цикла отмечалось:

значительное улучшение звукопроизношения у 61,5% ( 8 ч.) детей;

развитие лексико-грамматических навыков улучшилось у 70%(9 ч. ) детей, из числа этих детей 78% (7 ч.) правильно употребляют существительные родительного падежа множественного числа, согласуют прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. У 90% ( 8 ч. ) детей сформирована функция словоизменения, 66,6% (6 ч.) детей овладели навыками словообразования.

Связная речь улучшилась у 60% детей, они научились составлять рассказы по серии сюжетных картин, пересказывать.

Таким образом, результаты проведенной работы позволяют говорить о том, что у умственно отсталых детей в степени дебильности старшего дошкольного возраста можно добиться положительной динамики при условии системного, комплексного подхода в формировании вышеназванных компонентов речи.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще о педагогике:

Понятие декоративного искусства и его видов
Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Оно включает монументально-декоративное искусство экстерьера (витражи, мозаики) и интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Де ...

Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Для средних дошкольников в игре главное - отношения между людьми, игровые действия производя ...

Психолого – педагогические и методические основы изучения интеграла в школьном курсе математики
Необходимость изучения интеграла в школе характеризуется тем, что: если изучать только производную, но не изучать интеграл, то цикл анализа одной переменной не будет завершен; в приложениях (в том числе в физике) гораздо чаще, чем задачи на вычисление производной, её применение, используются задачи ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru