1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком картин.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. На этом этапе создаются предпосылки над творческим рассказыванием.
Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.
Данные, полученные в процессе изучения научной литературы и из проведенного педагогического эксперимента с умственно отсталыми детьми свидетельствуют, что развитие речи у этой категории детей осуществляется, прежде всего, в процессе активного общения ребенка со взрослым, а также в русле ведущей деятельности, поскольку именно в ходе овладения данными средствами познания окружающего мира, у ребенка возникает потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов.
Дети с нарушенным интеллектом, прошедшие курс по развитию общения приобретают навыки отвечать на вопросы, составлять по картинке рассказ с помощью педагога – как по одной картинке, так и по серии последовательных картинок, обобщать предметы в группу по существенному признаку с помощью педагога, умеют построить фразу, называют и различают с помощью взрослого изображенные на картинке предметы, умеют обращаться с людьми при помощи речи, обращаются с вопросами и просьбами.
В связи со сказанным становится ясно, что дети с недостаточностью интеллекта не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.
В процессе проведенной коррекционно-логопедической работы по предлагаемой системе, проходившей обучения, наблюдалась положительная динамика у 87% (13 чел.) детей с умственной отсталостью .
Основной формой работы являлись подгрупповые (2-3 ч.) и индивидуальные занятия . по завершению цикла отмечалось:
значительное улучшение звукопроизношения у 61,5% ( 8 ч.) детей;
развитие лексико-грамматических навыков улучшилось у 70%(9 ч. ) детей, из числа этих детей 78% (7 ч.) правильно употребляют существительные родительного падежа множественного числа, согласуют прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. У 90% ( 8 ч. ) детей сформирована функция словоизменения, 66,6% (6 ч.) детей овладели навыками словообразования.
Связная речь улучшилась у 60% детей, они научились составлять рассказы по серии сюжетных картин, пересказывать.
Таким образом, результаты проведенной работы позволяют говорить о том, что у умственно отсталых детей в степени дебильности старшего дошкольного возраста можно добиться положительной динамики при условии системного, комплексного подхода в формировании вышеназванных компонентов речи.
Еще о педагогике:
Развитие игровой деятельности детей раннего
возраста
Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит даль ...
Точное терминологическое и словесное описание стойки на голове с согнутыми
ногами
Стойка на голове с согнутыми ногами выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, уде ...
Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков их можно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в истории литературы. В основу классификации А.В. Ламзиной положено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, систе ...