Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Статьи о педагогике » Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью » Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Страница 8

1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком картин.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. На этом этапе создаются предпосылки над творческим рассказыванием.

Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.

Данные, полученные в процессе изучения научной литературы и из проведенного педагогического эксперимента с умственно отсталыми детьми свидетельствуют, что развитие речи у этой категории детей осуществляется, прежде всего, в процессе активного общения ребенка со взрослым, а также в русле ведущей деятельности, поскольку именно в ходе овладения данными средствами познания окружающего мира, у ребенка возникает потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов.

Дети с нарушенным интеллектом, прошедшие курс по развитию общения приобретают навыки отвечать на вопросы, составлять по картинке рассказ с помощью педагога – как по одной картинке, так и по серии последовательных картинок, обобщать предметы в группу по существенному признаку с помощью педагога, умеют построить фразу, называют и различают с помощью взрослого изображенные на картинке предметы, умеют обращаться с людьми при помощи речи, обращаются с вопросами и просьбами.

В связи со сказанным становится ясно, что дети с недостаточностью интеллекта не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

В процессе проведенной коррекционно-логопедической работы по предлагаемой системе, проходившей обучения, наблюдалась положительная динамика у 87% (13 чел.) детей с умственной отсталостью .

Основной формой работы являлись подгрупповые (2-3 ч.) и индивидуальные занятия . по завершению цикла отмечалось:

значительное улучшение звукопроизношения у 61,5% ( 8 ч.) детей;

развитие лексико-грамматических навыков улучшилось у 70%(9 ч. ) детей, из числа этих детей 78% (7 ч.) правильно употребляют существительные родительного падежа множественного числа, согласуют прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. У 90% ( 8 ч. ) детей сформирована функция словоизменения, 66,6% (6 ч.) детей овладели навыками словообразования.

Связная речь улучшилась у 60% детей, они научились составлять рассказы по серии сюжетных картин, пересказывать.

Таким образом, результаты проведенной работы позволяют говорить о том, что у умственно отсталых детей в степени дебильности старшего дошкольного возраста можно добиться положительной динамики при условии системного, комплексного подхода в формировании вышеназванных компонентов речи.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще о педагогике:

Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в обучении
Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. Это возможно только ...

Особенности мультимедийных методов обучения в процессе изучения школьного курса биологии
В практике сложились различные методы обучения биологии. Однако все их разнообразие можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучения. Названные признаки являются главными в опре ...

Возможные направления изменений жизни детей в домах ребенка
Безусловно, воспитанники дома ребенка – особая категория детей, которая нуждается в специализированных условиях воспитания. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут полноценно развиваться только при условии грамотной организации окружающей коррекционно-развивающей среды. Таким детям необходимо в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru