Приведу некоторые игровые упражнения.
«Погреться на морозе»
Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Надуй игрушку»
Ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдувая его через рот в отверстие шара.
«Листья шелестят»
Предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.
«Задуть свечу»
Подношу ребенку зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер», ребенок старается на одном выдохе задуть свечу.
«Бабочка»
Пред ребенком раскладываю «зеленые полянки» с разноцветными бабочками. «Бабочки» прикреплены к «полянке» нитками. По сигналу «Красная бабочка полетела» ребенок дует на красную бабочку и т.д.
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезаются из бумаги снежинки. Ребенок предлагаю длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят»
Развитие речевого дыхания и голоса.
После того, как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание на различную высоту, силу, темьр голоса. С этой целью использую такие упражнения :
«Вьюга»
Перед ребенком- сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребенок тихо гудит: у-у-у . По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит: у-у-у . По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкает.
«Коровы и телята»
Ребенку предлагается сюжетная картинка «На лугу». «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Ребенок произносит низким голосом; му- му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Ребенок произносит высоким голосом: му-му.
«Добавление фразы»
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения З. Александровой, С. Маршака, А. Барто и др. При этом дети сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи.
«Медведь и лиса»
- Ты куда идешь медведь?
В город елку присмотреть.
- Где поставишь ты ее?
В дом возьму себе, в жилье.
- А зачем тебе она?
Новый год встречать пора.
- Что ж не вырубил в лесу?
Жалко, лучше принесу.
Развитие артикуляторной моторики.
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения: определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. При проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы.
На различных этапах коррекции я использую следующие артикуляторные упражнения:
Гимнастика для губ и щек:
Надувание обеих щек одновременно
Надувание щек попеременно
Втягивание щек в ротовую полость
«Трубочка» - сомкнутые губы вытягиваются вперед
«Заборчик» - губы растягиваются в стороны, обнажаются оба ряда зубов
Чередование: «трубочка-заборчик»
«Кролик» - поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы
Имитация полоскания зубов
«Фырканье лошадки» - вибрация губ
Гимнастика для челюстей:
Опускание и поднимание нижней челюсти
Движение нижней челюсти влево, вправо.
Гимнастика для языка:
«Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе 2
Еще о педагогике:
Особенности развития лидерских качеств детей подросткового
возраста
Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: « Кто такой лидер?» и «Что такое лидерство?». То есть дать определение этим словам. Лидер (в группе) – член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признают ...
Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей. Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики : · Принцип ненанесения вреда. · Принцип приоритета действительной ...
Школьная адаптация
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...