Специфика и функции проблемного обучения

В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии:

1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообразований, отсюда развивающий эффект проблемного обучения (развивающая функция);

2) механизм мышления в традиционной схеме обучения не действует потому, что мышление связано с будущими ситуациями восприятия действия, в проблемном обучении мышление связано с проблемами не имеющими известного алгоритма их решения;

3) обучающийся имеет дело с разными реальностями: при решении задач - с искомым, а при решении проблемы - с неизвестным. Искомое находится путем преобразования известных данных задачи с помощью заданного способа, а неизвестное требует продуцирования новых знаний, способов действий, перевода с помощью проблемной ситуации в задачу, а лишь затем ее решение.

Проблемная ситуация характеризуется тем, что в сознании учащихся она отражается в виде острого логического противоречия. Проблемное обучение основано на несоответствии новых знаний имеющимся представлениям учеников. В таких ситуациях ученики быстрее усваивают сущность новых понятий; их деятельность должна быть ориентирована на вскрытие особенностей в рассматриваемом педагогическом явлении и на обнаружение его противоположных сторон. Выявление в ходе занятий того или иного противоречия стимулирует мыслительную и эмоциональную активность учеников. Ученик не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для него знания; формируется и его личностное эмоционально-ценностное отношение к усваиваемому материалу.

По своему целевому назначению проблемное обучение является многоаспектным. Как показывает практика, оно может быть использовано в педагогических училищах в целях:

1) изучения учениками под руководством преподавателя сложных и дискуссионных проблем, отдельных тем и разделов программ с использованием приемов рационального мышления и самостоятельной работы;

2) обучения учеников использованию проблемного подхода и применению ими исследовательских методов в приобретении новых знаний в процессе самостоятельного учебного труда;

3) самостоятельного решения учащимися посильных психолого-педагогических проблем;

4) обучение применению поисковой методики для передачи знаний во время практики и в будущей самостоятельной работе в различных учреждениях;

5) формирование психологической и технологической готовности к обучению учащихся, доступным приемам рационального мышления и способам решения учебных проблем.

Последние два аспекта являются специфичными для педагогического учебного заведения и раскрывают профессиональную направленность проблемного подхода в подготовке специалистов для учреждений образования.

Выявление специфики проблемного обучения позволяет нам выделить шесть его функций: развивающую, образовательную, воспитательную и три специфических функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний;

- воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Еще о педагогике:

Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования
Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Респуб ...

Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности
Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц. прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию. Артикуляция звука С: Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке. Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык – кончик ...

Способы изготовления игрушек с подвижными частями. Материалы, оборудование, инструменты
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru