Специфика и функции проблемного обучения

В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии:

1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообразований, отсюда развивающий эффект проблемного обучения (развивающая функция);

2) механизм мышления в традиционной схеме обучения не действует потому, что мышление связано с будущими ситуациями восприятия действия, в проблемном обучении мышление связано с проблемами не имеющими известного алгоритма их решения;

3) обучающийся имеет дело с разными реальностями: при решении задач - с искомым, а при решении проблемы - с неизвестным. Искомое находится путем преобразования известных данных задачи с помощью заданного способа, а неизвестное требует продуцирования новых знаний, способов действий, перевода с помощью проблемной ситуации в задачу, а лишь затем ее решение.

Проблемная ситуация характеризуется тем, что в сознании учащихся она отражается в виде острого логического противоречия. Проблемное обучение основано на несоответствии новых знаний имеющимся представлениям учеников. В таких ситуациях ученики быстрее усваивают сущность новых понятий; их деятельность должна быть ориентирована на вскрытие особенностей в рассматриваемом педагогическом явлении и на обнаружение его противоположных сторон. Выявление в ходе занятий того или иного противоречия стимулирует мыслительную и эмоциональную активность учеников. Ученик не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для него знания; формируется и его личностное эмоционально-ценностное отношение к усваиваемому материалу.

По своему целевому назначению проблемное обучение является многоаспектным. Как показывает практика, оно может быть использовано в педагогических училищах в целях:

1) изучения учениками под руководством преподавателя сложных и дискуссионных проблем, отдельных тем и разделов программ с использованием приемов рационального мышления и самостоятельной работы;

2) обучения учеников использованию проблемного подхода и применению ими исследовательских методов в приобретении новых знаний в процессе самостоятельного учебного труда;

3) самостоятельного решения учащимися посильных психолого-педагогических проблем;

4) обучение применению поисковой методики для передачи знаний во время практики и в будущей самостоятельной работе в различных учреждениях;

5) формирование психологической и технологической готовности к обучению учащихся, доступным приемам рационального мышления и способам решения учебных проблем.

Последние два аспекта являются специфичными для педагогического учебного заведения и раскрывают профессиональную направленность проблемного подхода в подготовке специалистов для учреждений образования.

Выявление специфики проблемного обучения позволяет нам выделить шесть его функций: развивающую, образовательную, воспитательную и три специфических функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний;

- воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Еще о педагогике:

Роль преподавателя в адаптации школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким понятием, как "психологи ...

Система по применению этикетных фраз и реплик на уроках английского языка
Целью обучения речевому этикету на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, по ...

Взаимодействие современной школы и современного телевидения
. “образование” сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. “Активную” — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не “вечного”, но хотя бы “разумного, доброго”, ил ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru