Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Статьи о педагогике » Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью » Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Страница 4

«Чашечка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

«Иголочка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

«Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носку и подбородку.

«Почистим зубки» - рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

На подготовительном этапе выбираю только те упражнения, которые считаю необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

Развитие слухового восприятия и внимания.

Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На предварительном этапе эта работа проводится в виде игровых упражнений.

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения. В связи с этим уже на самом начальном этапе логопедической работы важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.

«Найди картинку»

Раскладываю перед ребенком ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизвожу соответствующие звукоподражания. Детям дается задание определить животного и показать картинку с его изображением.

«Хлопки»

Сообщаю детям, что буду называть различные слова. Как только назову животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя.

«Кто летит»

Сообщаю детям, что буду говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда буду ошибаться (собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда 2 слова употреблены верно. Этап постановки звука.

Этап постановки звука у умственно отсталых детей занимает больше времени и вызывает гораздо большие трудности, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности (трудностями перестройки старых условно-рефлекторных связей), психологическими особенностями умственно отсталых детей, нарушением у них артикуляторной моторики, а также недоразвития слуховой дифференциации звуков. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми на этапе постановки звука является максимальное использование всех анализаторов: слухового, зрительного, тактильного. На данном этапе работа анализаторов ведется по следующим направлениям:

развитие восприятия речи;

формирование фонематического анализа;

развитие артикуляционной моторики;

постановка звука.

Этап автоматизации звука.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слоги лишены смысла , у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию. Для умственн6о отсталых детей этот этап очень длительный, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. В процессе автоматизации звуков также ведется работа и над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в предложениях, над интонацией при закреплении звука в связной речи.

Этап дифференциации звуков.

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков и включает два этапа:

предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Основные способы чтения и нормативы их скорости
В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие. Углубленное - при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считае ...

Динамика формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и повышения знаний детьми истории и культуры
На данном этапе перед нами стояла задача определить эффективность влияния проведенных нами мероприятий на формирование нравственно ценностных ориентаций и познание истории и культуры поселка Палкино. С этой целью был проведён контрольный этап эксперимента. Детям обеих групп, как и на этапе констати ...

Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализи ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru