Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.
Основные этапы исправлений звукопроизношения.
Обычно различают 4 основных этапа исправления нарушений звукопроизношения:
Подготовительный
Постановка звука.
Автоматизация звука
Дифференциация звуков (в случаях замены одного звука другим или смешениях).
Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е., все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует положительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового и частичное повторение материала предыдущего этапа.
Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для конкретного звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с определенного конкретного его нарушения у ребенка, т.е. логопед выделяет, что и как нарушено.
Так при правильном произнесении звука С боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, логопед подбирает игровые упражнения для его укрепления.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используя зрительный контроль. После того как ребенок научился выполнять движения, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов логопеда малыш определяет, что делает язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий). Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы –«качели», движения узкого кончика языка то к левому, то к правому углу рта – «маятник») и подбирается картинка, образ (образ – наглядное представление о чем-либо). В данном случае картинка служит образом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Названия упражнений и картинку заносят в тетрадь ребенка.
Еще о педагогике:
Содержание работы по развитию лексикона
дошкольников
На основе анализа результатов, полученных в ходе исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобщающие понятия. 3.Расши ...
Методические подходы к развитию детского декоративного
творчества
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий н ...
Школьный балл - проблемы и решения
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она ...