Логопедическое обследование

Страница 1

Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование. При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие:

Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи, внешне сходных проявлений («физиологического косноязычия»).

Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то сложного речевого расстройства.

Выявление всех неправильно произносимых звуков. Эта часть обследования позволяет выявить «внешнюю сторону» нарушения, т.е. составить представление о следующем:

а) как много звуков ребенок произносит дефектно (мономорфность или полиморфные нарушения);

б) какие именно звуки у него нарушены (сигматизм, ротацизм и прочее);

в) каков характер искажения звуков (парасигматизм, межзубной, губно-зубной, боковой сигматизм и т.д.).

4. Установление, по возможности ,тех причин, которые обуславливают неправильные произношения звуков (дефекты в строении речевого аппарата, недостаточная подвижность артикуляторных органов, нарушение слуховой дифференциации звуков), что очень важно для определения путей коррекционного воздействия.

5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения.

Чтобы составить представление о состоянии речи ребенка в целом, можно попросить его о чем-то рассказать. В качестве темы для такого разговора может быть предложена наглядная и доступная по содержанию сюжетная картинка или их серия. Прежде всего необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие у ребенка фразовой речи, которая вовремя должна начать развиваться примерно с полутора лет.

Важно проследить и за правильностью грамматического оформления предложения, т.к. у ребенка уже имеется фразовая речь.

Состояние звукопроизношения выясняется в процессе самостоятельно названных ребенком специально подобранных картинок. Картинки подбираются в первую очередь на артикуляторно сложные звуки (свистящие, шипящие, Р, Л, Й), чаще других пропускаемые дефектно. На нужный проверяемый звук подбираются три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказался в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце. Например, на звук С могут быть подобраны картинки типа САНКИ, ВЕСЫ, АВТОБУС; на звук Ш – ШУБА, КОШКА, ДУШ и в каждом из этих слов содержится лишь один «трудный» звук, что значительно облегчает процесс проверки: все внимание проверяющего сосредотачивается только на одном звуке и в ходе проверки сразу следует отметить, какие именно звуки ребенок произносит искаженно или заменяет другим звуком.

Когда ребенок заменяет одни звуки речи другими, то необходимо проверить состояние его биологического слуха. Снижение слуха у ребенка затрудняет возможность слуховой дифференциации звуков (свистящие звуки могут практически вообще не восприниматься на слух). Для детей со сниженным слухом характерны некоторые особенности поведения. В частности, при разговоре они стараются поворачиваться к говорящему тем ухом, которым лучше слышат, а также внимательно присматриваются к артикуляции говорящего и нередко отвечают «невпопад». При наличии у ребенка таких симптомов, необходимо исследовать его слух, обратившись для этого к врачу отоларингологу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по развитию орфографической зоркости учащихся 2 класса средствами словарной работы на уроках русского языка
Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащи ...

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...

«Активные" методы обучения
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Из таких методов наибол ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru